В вашей корзине
(пусто)
 

Европа объединяет «облака», а Россия разгоняет

Европа объединяет «облака», а Россия разгоняет
4 Май 16
4 Мая 2016, 10:30
Еврокомиссия планирует создать единую инфраструктуру данных и облачных сервисов, чтобы поддержать переход к цифровой экономике. Пакет мер, которые Еврокомиссия представила на выставке Hannover Messe, нацелен на цифровизацию всех отраслей промышленности и услуг и наращивание инвестиций путем стратегических партнерств. Цель всего этого – помочь европейской промышленности, малым и средним предприятиям, науке, общественным организациям максимально использовать цифровые технологии.
Часть нового пакета – это общеевропейская облачная инициатива, которая коснется, в частности, результатов научных работ. Сегодня Европа – крупнейший в мире поставщик научной информации, но недостаточно развитая, фрагментированная инфраструктура не позволяет полностью реализовать потенциал этих «больших данных». В основу этих облачных сервисов будет положена общеевропейская инфраструктура данных, включающая высокоскоростные сети, огромные емкости хранения и вычислительные возможности суперкомпьютеров.
В 2016 г. предполагается создать общее «облако» European Open Science Cloud для исследователей из стран Европы и их партнеров во всем мире путем интеграции и консолидации электронной инфраструктуры и объединения существующих «облаков» научных организаций. В 2017 г. станут открытыми все научные данные, полученные в рамках программы исследований и инноваций Horizon 2020, чтобы понять как научное сообщество способно использовать все огромное количество генерируемой информации. В 2018 г. будет запущена инициатива, нацеленная на ускоренное развитие квантовых технологий, которые должны создать основу для нового поколения суперкомпьютеров. Наконец, к 2020 г. будет развернута инфраструктура высокопроизводительных вычислений, хранения данных и сетей. Для этого в числе прочего планируется приобрести два прототипа новых суперкомпьютеров, создать крупный общеевропейский дата-центр и модернизировать сеть GEANT, соединяющую образовательные учреждения в странах Европы.
Еврокомиссия также озаботилась проблемой создания стандартов, необходимых для успешного развития цифровой экономики. Определены пять приоритетных областей, для которых стандарты требуется разработать в первую очередь: это сети 5G, облачные вычисления, Интернет вещей, технологии работы с данными и кибербезопасность.
Всего стратегия Общего цифрового рынка включает 16 инициатив, которые должны быть представлены в этом году.
Чуть ранее появилось сообщение, что уровень законодательной и нормативно-правовой базы (НПБ) облачных вычислений в России сдерживает их развитие. Согласно исследованию Global Cloud Computing Scorecard 2016 Россия опустилась на три позиции и заняла 17-е место среди 24 ИТ-экономик мира по уровню развития национальных политик в отношении облачных вычислений. При этом почти во всех странах наблюдались существенные улучшения НПБ с момента публикации предыдущего рейтинга BSA в 2013 г. А вот в России и в Китае были приняты законодательные инициативы, которые будут сдерживать развитие облачных вычислений, ограничивая поставщиков облачных сервисов в возможности надлежащим образом перемещать данные через границы, считают авторы обзора.
В России постоянно рождаются законодательные и нормативные новации по контролю за Интернетом. Его использование могут признать отягчающим обстоятельством при совершении преступлений, и возложить ответственность за опасную информацию могут на владельцев интернет-ресурсов. С таким предложением на Форуме безопасного интернета в Москве выступила зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина, сообщили Ведомости.
Она пояснила, что в настоящее время Интернет используют для целого ряда преступлений, включая распространение детской порнографии, публичных призывов к экстремистской деятельности, доведения до самоубийств, организации террористической деятельности и т. д. Всю ответственность за размещение такого рода информации предлагается возложить на руководителей интернет-ресурсов.
В рамках Форума глава Роскомнадзора Александр Жаров также предложил сформировать единый свод правил для отрасли, сообщил Интерфакс. По его словам, отрасль нуждается в отдельном контроле той информации, что пользователи оставляют в мобильном интернете, позволяя киберпреступникам и международным компаниям использовать ее в своих целях. В текущих условиях необходимо сформировать и единые правила использования мобильных операционных систем, в отдельном регулировании также нуждается Big Data, а мобильные приложения стоит регулировать по аналогу обычных интернет-сайтов, подчеркнул А. Жаров.
Не смотря на это аудитория рунета в 2015 г. достигла 83 млн. пользователей (проникновение 67 %). 52 % россиян используют для выхода в сеть мобильные устройства наряду с компьютерами, а 19 % вообще не использует для этого ПК.
В среднем по России мобильный интернет с включенным ежемесячным трафиком стоит 281 руб. в месяц за пакет в 4,5 Гбайт. По сравнению с прошлым годом этот показатель упал более чем на 60 руб. В то же время средний объем включенного в тариф мобильного трафика на март 2016 г. упал до 4,5 Гбайт (в феврале 2015 г. — 5 Гбайт), следует из результатов ежегодного исследования Яндекса.
А вот цены на услуги фиксированного ШПД выросли. По данным исследования, на март 2016 г. средняя стоимость самого дешевого безлимитного тарифа со скоростью не менее 3 Мбит/с составила 404 руб. в месяц, в то время как на февраль прошлого года — 362 руб. При этом средняя заявленная скорость на тарифе фиксированного ШПД по России выросла с 9 Мбит/с в феврале 2015 г. до 30 Мбит/с в нынешнем марте.
При этом цифровое неравенство еще не изжито: в самых дорогих городах интернет стоит в 5 — 6 раз дороже, чем в самых дешевых. Например, в Якутске или Новом Уренгое домашний безлимитный интернет обойдется в 950 — 1000 руб., а в Петрозаводске или Севастополе примерно такие же условия доступа будут стоить 150 — 300 руб., подсчитал Яндекс.
Президент Ростелекома Сергей Калугин сказал, что из-за недофинансирования проект по устранению цифрового неравенства (УЦН) может подвергнуться изменениям, писал RNS. В 2016 г. компания недополучила 6 млрд. руб. в рамках работы над реализацией проекта (всего необходимо было выплатить 14 млрд.), а за последние два года государство задолжало компании еще 3,6 млрд. При этом сейчас Ростелеком активно ведет переговоры с правительством по решению этой проблемы. С. Калугин отметил, что окончательное решение должно быть принято в течение месяца-двух.
Стоит отметить, что в госпрограмме «Информационное общество» одним из основных мероприятий было создание механизма финансирования проекта УЦН, но оно так и не выполнено. Теперь Минкомсвязи постоянно говорит о необходимости ликвидации непрофильных расходов из резерва универсальных услуг связи, куда перечисляются 1,2 % выручки российских операторов. Как неоднократно отмечал глава Минкомсвязи Николай Никифоров, не все средства идут на компенсацию затрат Ростелекома, часть расходов не имеет никакого отношения к отрасли связи.

Возврат к списку