В вашей корзине
(пусто)
 

Когда же «будет сделано»?

Когда же «будет сделано»?
25 Июл 16
25 Июля 2016, 11:25
На прошлой неделе вступил в силу так называемый «антитеррористический закон Яровой». Отчитываясь перед Президентом Владимиром Путиным о ходе исполнения поручений, связанных с ним, глава Минкомсвязи Николай Никифоров признал: «Часть вопросов, с точки зрения правоприменения, остались открытыми». Дополнительные поправки будут подготовлены, внесены на Правительство и представлены в Госдуму.
Напомним, Гипросвязь оценила текущую потребность в стойках для организации хранилищ в рамках новаций Яровой на уровне 30,6 тыс. единиц. Пока, по данным iKS-Consulting, в распоряжении «большой тройки» находится 2 тыс. стоек, а у Ростелекома — еще 3,6 тыс.
Н. Никифоров подчеркнул, что не видит рисков повышения цен на сотовую связь в 2016 г: «Позицию тех, кто сегодня строит различные эмоциональные оценки, не разобравшись в вопросе, мы не разделяем». По его мнению, делать какие-либо оценки можно после того, как будут выработаны конкретные требования к оборудованию и операторам связи. А они смогут появиться лишь когда ведомства детально проработают все вопросы правоприменения и определят, кто и что должен хранить и какое время потребуется для реализации антитеррористических мер.
При этом министр сообщил, что необходимого для этого оборудования нет: «Мы делаем ставку на отечественную промышленность. Вместе с коллегами из Минпромторга мы разрабатываем техническое задание для того, чтобы максимально сопоставить потребности индустрии в связи с принятием данного законопроекта и возможностями конкретных компаний».
Н. Никифоров пообещал Президенту оперативно загрузить российские предприятия заказами на выпуск оборудования для хранения данных. «Надо загружать, — заметил Президент. — Тем более хороший, гарантированный заказ».
Минкомсвязи готово рассмотреть предложение о хранении данных о звонках и переписке россиян на государственных серверах, сообщил ТАСС. «Я не исключаю, что могут быть предложены и такие модели», – сказал министр. Но сначала «нужно все-таки пройти весь этап обсуждения и с телекоммуникационной индустрией, и с правоохранительными органами, в интересах которых все это делается».
Операторы приветствуют идею по передаче функции хранения данных госструктурам. Они с начала обсуждения поправок продвигали эту мысль и обозначали ее в своих обращениях к властям. Передача функций хранения госструктурам не только сократит расходы, но и позволит хранить информацию в едином формате, облегчит ее анализ. Для хранения информации вполне подойдут дата-центры с высокой степенью физической безопасности и малозатратным инженерным оснащением, так как лимиты длительности простоев в хранилищах данных значительно менее строгие, указывают аналитики.
Для решения этих вопросов еще есть время, но есть такие нормы «закона Яровой», которые уже вступили в силу. Так, ст. 9 закона 374-ФЗ обязывает операторов почтовой связи с 20 июля этого года принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях веществ и устройств, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Еще в начале июля Почта России предупреждала, что оснащение спецоборудованием всех ее 42 тыс. отделений почтовой связи обойдется минимум в 500 млрд. руб., а оснащение «рентгенами» только сортировочных узлов — в сумму вдвое меньшую. По времени закупка рентгенотелевизионных установок займет полгода-год, а еще надо будет обучить сотрудников работе на них. Однако насколько нужно расширить и углубить в соответствии с «законом Яровой» существующие системы безопасности почтовых служб — Правительство до сих пор не разъяснило.
А вот ФСБ разъяснила, что сертифицировать из средств кодирования. В официальном извещении на сайте службы указано, что обязательная сертификация средств кодирования, применяемых для защиты сведений, не составляющих гостайну (в терминалах и станциях мобильной связи, компьютерах, интернет-оборудовании и т. д.), не требуется.
Разъяснение ФСБ подчеркивает обязательность сертификации средств шифрования только в случае работы с гостайной или других установленных законом случаях, объяснял профильный федеральный чиновник. Таких сценариев около 40. Например, обязательно должны быть сертифицированы средства шифрования, защищающие государственные ИС и ИС компаний, обменивающиеся информацией с госорганами; сертифицированными средствами шифрования должны пользоваться и разработчики игровых автоматов.
Но вопросов и проблем с выполнением операторами связи «закона Яровой» — еще масса. И судя по тому, как обычно неспешно идут обсуждения между ведомствами различных вариантов применения принятых законов, дай бог, если они выработают единое «Яровое решение» к 2018 г.
Наверное, понимая это, сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект о переносе срока вступления в силу норм «антитеррористического закона Яровой», касающихся хранения информации о сообщениях и самих сообщений на 5 лет: с 1 июля 2018 г. на 1 июля 2023 г. В пояснительной записке он подчеркнул, что задача, поставленная этим законом, потребует «создания принципиально новой инфраструктуры связи, аналога которой пока нет ни в одной стране мира», и хотя закон сформирует «беспрецедентный» по объему заказ для отечественной промышленности, производителей и необходимых мощностей для его выполнения «просто нет». Так что поставленные сроки обозначают «излишне короткий переходный период для реализации столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений».
Он подчеркнул, что вынужденное размещение такого заказа у зарубежных производителей противоречит поручению Президента, предусматривающему хранение данных с использованием российского оборудования и российского ПО.
Однако Правительство вывело силовиков из-под запрета закупать зарубежное «железо» для обороны страны и безопасности государства. В соответствии с постановлением Правительства № 1224 от 24 декабря 2013 г. иностранные компании около 3-х лет были ограничены в допуске к соответствующим тендерам. Новое постановление дополнило этот документ пунктом о том, что установленные запретительные нормы для ведомств не распространяются на закупки МВД, ФСБ, СВР, ФСТЭК и Управления делами Президента.
Это означает, что в указанные ведомства снова можно поставлять «железо» зарубежных производителей. Так что российские операторы будут ждать российское оборудование для хранения данных, а службы безопасности могут использовать для этого любое.
Напомним и о другом поручении Президента премьеру Дмитрию Медведеву: до 1 января 2017 г. обеспечить разработку и внесение в Госдуму закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства, дабы повысить безопасность и устойчивость работы информационных систем органов госвласти. Нововведения подразумевают ввод поэтапных ограничений на использование госорганами ИТ-элементов, обладающих аналогичной по отношению к единой инфраструктуре функциональностью, но в нее не входящих.
Инфраструктура электронного правительства на данный момент включает: Единый портал госуслуг (ЕПГУ), Систему электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ), Единое пространство доверия электронной подписи, Единую систему идентификации и аутентификации, Единую систему справочников и классификаторов, Cистему координации для формирования единого информационного пространства в сфере управления ИКТ в госсекторе, Национальную платформу предоставления сервисов по удаленной обработке и хранению данных.
В новом законе должны быть прописаны состав и требования к элементам единой инфраструктуры, в том числе к ИС и инженерной части, включающей сети связи, ЦОДы и систему информационной безопасности, а также правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на единую инфраструктуру и единое ПО.
Подразумевается, что у единой инфраструктуры будет единый исполнитель работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им станет некий оператор связи, «занимающий существенное положение в сети связи общего пользования» не менее чем в 2/3 регионов. Фактически этим требованиям удовлетворяет только Ростелеком. Он и является бессменным и единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства с 2009 г. Однако в ходе его проверки Счетная палата выяснила, что в части создания э-правительства сам Ростелеком выполнил лишь 25 % всех работ (по стоимости), а в части развития — только 10 %. Так что Ростелеком работал, в основном, как генподрядчик по развитию э-правительства.
Нельзя не напомнить и об еще одной регуляторной новации. Проектом приказа Минкомсвязи о внесении изменений в Методику расчета платежей за использование радиочастотного спектра (утверждена приказом министерства от 30.06.2011 г. № 164) предусматривается применение понижающих коэффициентов при расчете разовой и ежегодной платы за частоты только при круглосуточном вещании общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов (ОООТ). Приказ вступит в силу в декабре 2016 г.
В соответствии с действующими положениями методики распространение ОООТ даже в течение незначительного промежутка времени за квартал является основанием для применения к вещателю существенных понижающих коэффициентов. Однако анализ расчетов платежей по разрешениям на использование радиочастот или каналов и поступлений в федеральный бюджет платы за использование спектра, проведенный Минкомсвязи и Роскомнадзора, показал, что не все ОООТ, к которым применяются понижающие коэффициенты, вещают без перерыва. При этом они получают те же льготы, что и ОООТ, вещающие круглые сутки (168 часов в неделю).
В заключение напомним о двух достижениях корпорации ZTE. На прошлой неделе она объявила об официальном начале коммерческого внедрения системы оказания услуг RCS (Rich Communications Services) на сети China Mobile. Являясь стратегическим партнером оператора, ZTE принимает участие в строительстве крупнейшей в мире виртуальной IP мультимедиа подсистемы (vIMS) на базе RCS с открытым шлюзом и начальной мощностью в 100 млн. абонентов. Она соответствует требованиям GSMA и дает полный доступ к механизмам сетевого обслуживания с помощью внешнего интерфейса и поддержки быстрого и простого доступа к приложениям третьей стороны.
Вторым достижением ZTE стал рекордный результат: по одной несущей на скорости 800G была совершена передача WDM сигналов с 16QAM и скоростью 120 Гбод через наземную ВОЛС с использованием электрического мультиплексирования с разделением по времени (ETDM) и мультиплексированием с поляризационным разделением (PDM). Продемонстрирована передача двенадцати WDM-каналов с разнесением частот в 150 ГГц, каждый из которых имел скорость 960 Гбит/с (скорость передачи данных 800 Гбит/с + 20 % дополнительных битов для коррекции ошибок) по ВОЛС TeraWaveTM протяженностью более 1200 км, разделенной на пролеты по 100 км.

Возврат к списку