В вашей корзине
(пусто)
16
Ноя
22
16 Ноября 2022, 09:30
В Москве состоялась VII ежегодная конференция «ConTech 2022. Контент и технологии для цифрового ТВ в России».
Эксперты, собранные организаторами форума TMT Conference, «Телеспутником» и TelecomDaily поделились опытом успешного импортозамещения иностранного контента, профессиональных и потребительских технологий в сфере медиателекома, обозначив при этом проблемные области, требующие дальнейшей консолидации усилий рыночных игроков и государства.
В этом году конференция ConTech 2022 была организована в коллаборации с World Content Market 2022 – международным рынком телевизионного и цифрового контента. Этим был обусловлен повышенный интерес слушателей к потоку, посвященному анализу ситуации с контентом в платном ТВ и на OTT-платформам. Технологическая сессия также собрала заинтересованную аудиторию, активно включившуюся в диалог о перспективах импортозамещения программных и аппаратных продуктов, используемых для производства и распространения цифрового контента.
Генеральный партнер конференции — мультиплатформенный оператор Триколор; партнер сессии, посвященной семейному контенту, – телекомпания «Первый ТВЧ». Также партнерами конференции выступили: «Медиалогистика» (проект компании MSK-IX), «НТВ-Плюс», GS Labs, EPG Service и NLE. Конференция прошла при поддержке Ассоциации анимационного кино и Международной академии связи. На площадке мероприятия собралось более 200 делегатов, онлайн-трансляция собрала более 100 зрителей.
Центральной темой пленарной дискуссии «Индустрия цифрового ТВ в России: регулирование, тренды, ресурсы, прогнозы, инсайты» стали предварительные итоги года. Эксперты подтвердили, что уход из России крупнейших американских правообладателей не привел к серьезному дефициту контента. Телеканалы и онлайн-платформы увеличивают объем предложения прежде всего российского контента, дополняя его южнокорейской и турецкой продукцией. Большинство экспертов согласились, что именно турецкие сериалы сейчас занимают топовые позиции по смотрению как в платном ТВ, так и в OTT. Комментируя этот тезис, зам. генерального директора ВГТРК Александр Нечаев высказал мнение, что популярность турецких и корейских сериалов связана с временным отказом каналов ВГТРК от показа сериальных мелодрам.
Из слов директора по развитию видеосервиса Wink Антона Володькина следует, что вымывание голливудского контента привело к оттоку его приверженцев с легальных платформ на пиратские, но сейчас эта аудитория возвращается.
Директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константин Смирнов выделил категорию зрителей, которых российские легальные платформы все-таки потеряли, — это спортивные болельщики, лишившиеся трансляций ведущих зарубежных чемпионатов.
Комментируя меры господдержки, в которых нуждается медиаотрасль, директор по маркетингу «Триколора» Алексей Липилин высказался за распространение льгот, которыми пользуются ИТ-компании, на компании сферы медиа. Прежде всего, речь идет о льготах по страховым взносам, НДС.
В ходе Public Talk «Линейное ТВ в онлайн-кинотеатрах: эксперименты с контентом или «новая нормальность»?» Антон Володькин и зам. генерального директора по контенту онлайн-кинотеатра «Иви.ру» Иван Гринин обменялись мнениями о том, как за счет линейных телеканалов удержать и расширить аудиторию онлайн-сервисов. Эксперты сошлись во мнении, что линейные телеканалы, прежде всего тематические, которые видеосервисы включают в свою контентную матрицу, позволяют расширять аудиторию, которая дополняет потребление VoD линейным телесмотрением. Поскольку ТВ-канал вещает безостановочно, пользователю не нужно тратить время на поиск нужного контента. Кроме того, удобству зрителей отвечает возможность конверсивности VoD и линейного просмотра.
Еще одним важным выводом Public Talk стала констатация необходимости серьезных вложений сервиса в развитие линейного вещания на его платформе. По словам Ивана Гринина, схема «20 каналов мультиплекса плюс один канал» на практике не работает. Представители «Иви.ру» и Wink согласились, что необходимо стремиться к наполнению пакетов линейных каналов, так, чтобы их число приближалось к пакетам крупных кабельных или спутниковых операторов – более 150. Wink реализует именно такой подход: в его пакетах более 300 каналов. В то же время Иван Гринин посетовал, что требование закона получать сигнал 20 общедоступных каналов на платформе «Витрина ТВ» резко сужает возможность монетизировать линейное телесмотрение. В этой связи он предложил отрасли продолжать доводить до регулятора позицию о негативном эффекте по сути монопольного вещания каналов мультиплексов в онлайне через единую платформу, добиваясь пересмотра этого требования.
Эксперты сессии технологического потока «Назад в будущее: станет ли импортонезависимость драйвером развития рынка цифрового ТВ?» рассматривали последствия санкций и ухода из России зарубежных вендоров, технологические возможности операторов и импортозамещение ПО для медиаизмерений.
Директор проекта «Медиалогистика» (MSK-IX) Григорий Кузин поделился: с отечественным софтом все хорошо, с оборудованием все плохо. Любое ПО должно работать на сервере. С серверами есть определенные проблемы. В текущем году самым безопасным каналом доставки медиаконтента становятся выделенные оптико-волоконные линии, тогда как риски спутниковой доставки и каналов общедоступного интернета существенно выросли.
Руководитель службы новых продуктов «Триколора» Валерий Петров представил новый продукт под брендом «Триколор» – линейку телевизоров Смарт ТВ, состоящую из четырех моделей с диагоналями 32, 43, 50 и 55 дюймов. Все модели, за исключением 32-дюймовой, поддерживают разрешение Ultra HD, «младшая» модель в линейке имеет разрешение HD. Телевизоры от Триколора работают на базе операционной системы Android 11, имеют оперативную память 1,5 Гб и 8 Гб, что позволяет просматривать потоковое видео и устанавливать приложения. Все телевизоры адаптированы для работы в сетях спутникового, кабельного и эфирного телевидения, оснащены двухдиапазонным Wi-Fi, разъемами HDMI и USB, слотами CI для CAM-модуля. На телевизоры предустановлено фирменное приложение «Триколор Кино и ТВ», а все покупатели телевизора в фирменном интернет-магазине получают годовую подписку на сервисы «Триколора».
О полной готовности дистрибуторской сети NLE к выводу на рынок телевизоров с брендом «Триколор» заявила ведущий специалист по развитию и продвижению NLE Светлана Сафиулина. По ее словам, каналы поставок NLE в новых условиях работают надежно и стабильно, и дистрибутор продолжает расширять ассортимент товаров, ориентированных на монтажные организации на рынке платного ТВ и салоны соответствующего оборудования. Благодаря сотрудничеству с российскими и китайскими производителями складские запасы NLE постоянно пополняются, при этом дистрибутор успешно адаптировался к изменению логистических маршрутов.
Председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров «Триколора» Николай Орлов рассказал о новых приложениях, разработанных независимыми специалистами. Оценить работу приложений смогут пользователи гибридных приемников. Оператор приглашает к сотрудничеству софтверные компании. Поскольку речь идет о полноценном стартапе, в «Триколоре» готовы обсуждать с разработчиками условия монетизации приложений.
Отвечая на вопрос о рисках несанкционированных подключений и взломов вещания телеканалов и OTT-платформ, начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов высказался за отказ от небезопасных вещательных технологий зарубежных вендоров и переход на российское ПО и оборудование, внесенное в соответствующие реестры Минцифры и Минпромторга.
Опытом перехода на российское ПО для гибридных медиаизмерений поделился директор департамента специальных проектов «Агентства 2» Денис Белослюдов. По его словам, перспективы гибридных измерений связаны с необходимостью нивелировать ограничения, присущие панельным и онлайн-измерениям, сохраняя сильные стороны того и другого метода и добиваясь их синергии. Поскольку в России не было ПО для задач анализа телесмотрения – как для панельных исследований, так и гибридных, в «Агентстве 2» приняли решение заказать разработку по собственному техническому заданию у российской софтверной компании. К настоящему моменту медиаизмеритель уже начал использовать новое российское ПО в своей работе и готов получать гибридные данные в интересах телеканалов, дистрибуторских компаний и игроков рекламного рынка.
Сессия «Семейный просмотр: каким должен быть телеконтент, который объединяет и старших, и младших?» собрала наибольшую аудиторию в ходе конференции, поскольку ее участники сконцентрировались на актуальной теме создания телепроектов для разных поколений телезрителей. Так, директор по производству контента «Триколора» Марина Гаспарян привлекла внимание участников сессии к новому каналу в линейке фильмовых телеканалов собственного производства оператора – Scream.
Сетка нового канала, который начал свое вещание в конце октября, включает в себя фильмы американского, европейского и азиатского производства в жанре «Ужасы» и «Мистика». При этом контент Scream в полной мере является актуальным и современным: 70 % фильмов, демонстрируемых в эфире телеканала, выпущены в 2018 — 2022 годах. По мнению Марины Гаспарян, Scream хорошо подходит и для семейного показа, учитывая, что совместные просмотры хорроров очень популярны у молодых пар.
Директор по маркетингу EPG Service Александра Скрипочка поделилась данными исследований, проведенных в ее компании. Зритель в среднем готов тратить на выбор контента для ежедневного просмотра до 20 минут, при этом решающими факторами для него становятся рейтинги IMDB и «Кинопоиска», информация о режиссерах, актерах с их фотографиями. Эти элементы должны присутствовать как в экранных телегидах, так и в карточках тайтлов на платформах.
Комментируя рост популярности трансляций киберспорта, директор спортивных проектов «Триколора» Мария Гришко отметила, что аудитории таких трансляций и платного ТВ практически не пересекаются. В то же время в Триколоре видят перспективы такого вещания в онлайн-кинотеатре. Также Мария Гришко рассказала, что заменить показ зарубежных турниров трансляциями отечественных соревнований практически невозможно. Тем не менее, в Триколоре, где сделана ставка именно на российский спорт, не видят серьезного негативного эффекта для своей аудитории из-за отсутствия в эфире трансляций популярных зарубежных состязаний.
Участники сессии о детской анимации «Где водятся волшебники и другие несказочные проблемы детского анимационного контента в России» подчеркнули важность разработки отечественных программных продуктов для создания мультипликации. Зарубежное ПО для 3D-анимации больше не лицензируется и не поддерживается в России, при этом отдельно взятая студия не может выделить достаточные средства для разработки значительной части требуемого ПО. Поэтому необходимо выделение государственных средств на такую разработку, причем речь должна идти о совместных проектах: в одиночку создавать современное ПО для анимации нереально.
Завершила деловую программу конференции питч-сессия телевизионных новинок сезона, включая тематические каналы, анимационные и кинопроекты. Одним из запоминающихся моментов питч-сессии стал рассказ о новых проектах директора службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Марии Черкасской. За последние годы телекомпания увеличила пакет производимых и дистрибутируемых каналов в два раза – до 35 единиц, сейчас он включает тематические, киносериальные, детские и спортивные каналы. В начале ноября телекомпания обновила телеканал «Еда премиум». Теперь он называется Food time, изменен визуальный концепт и оформление студии и самих программ. Сетка канала расширена за счет новых кулинарных шоу, в том числе в формате баттлов и гастрономических путешествий. Кроме того, осенью этого года «Первый ТВЧ» начал дистрибутировать и новый телеканал «Триколора» – Scream.
Завершила контентный поток и конференцию в целом демонстрация ролика телеканала «Наша Сибирь 4К». Как рассказал генеральный директор «Нашей Сибири» Денис Инякин, телеканал фокусируется на контенте о природе, показывая ее 24 часа «такой, какая она есть, без рекламы и новостей». Создатели телеканала из Кемерово не боятся говорить о своей любви к природе в программах собственного производства, и надеются, что их чувства разделят и зрители партнерских платформ по всей стране, в сотрудничестве с которыми заинтересована «Наша Сибирь».
Эксперты, собранные организаторами форума TMT Conference, «Телеспутником» и TelecomDaily поделились опытом успешного импортозамещения иностранного контента, профессиональных и потребительских технологий в сфере медиателекома, обозначив при этом проблемные области, требующие дальнейшей консолидации усилий рыночных игроков и государства.
В этом году конференция ConTech 2022 была организована в коллаборации с World Content Market 2022 – международным рынком телевизионного и цифрового контента. Этим был обусловлен повышенный интерес слушателей к потоку, посвященному анализу ситуации с контентом в платном ТВ и на OTT-платформам. Технологическая сессия также собрала заинтересованную аудиторию, активно включившуюся в диалог о перспективах импортозамещения программных и аппаратных продуктов, используемых для производства и распространения цифрового контента.
Генеральный партнер конференции — мультиплатформенный оператор Триколор; партнер сессии, посвященной семейному контенту, – телекомпания «Первый ТВЧ». Также партнерами конференции выступили: «Медиалогистика» (проект компании MSK-IX), «НТВ-Плюс», GS Labs, EPG Service и NLE. Конференция прошла при поддержке Ассоциации анимационного кино и Международной академии связи. На площадке мероприятия собралось более 200 делегатов, онлайн-трансляция собрала более 100 зрителей.
Центральной темой пленарной дискуссии «Индустрия цифрового ТВ в России: регулирование, тренды, ресурсы, прогнозы, инсайты» стали предварительные итоги года. Эксперты подтвердили, что уход из России крупнейших американских правообладателей не привел к серьезному дефициту контента. Телеканалы и онлайн-платформы увеличивают объем предложения прежде всего российского контента, дополняя его южнокорейской и турецкой продукцией. Большинство экспертов согласились, что именно турецкие сериалы сейчас занимают топовые позиции по смотрению как в платном ТВ, так и в OTT. Комментируя этот тезис, зам. генерального директора ВГТРК Александр Нечаев высказал мнение, что популярность турецких и корейских сериалов связана с временным отказом каналов ВГТРК от показа сериальных мелодрам.
Из слов директора по развитию видеосервиса Wink Антона Володькина следует, что вымывание голливудского контента привело к оттоку его приверженцев с легальных платформ на пиратские, но сейчас эта аудитория возвращается.
Директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константин Смирнов выделил категорию зрителей, которых российские легальные платформы все-таки потеряли, — это спортивные болельщики, лишившиеся трансляций ведущих зарубежных чемпионатов.
Комментируя меры господдержки, в которых нуждается медиаотрасль, директор по маркетингу «Триколора» Алексей Липилин высказался за распространение льгот, которыми пользуются ИТ-компании, на компании сферы медиа. Прежде всего, речь идет о льготах по страховым взносам, НДС.
В ходе Public Talk «Линейное ТВ в онлайн-кинотеатрах: эксперименты с контентом или «новая нормальность»?» Антон Володькин и зам. генерального директора по контенту онлайн-кинотеатра «Иви.ру» Иван Гринин обменялись мнениями о том, как за счет линейных телеканалов удержать и расширить аудиторию онлайн-сервисов. Эксперты сошлись во мнении, что линейные телеканалы, прежде всего тематические, которые видеосервисы включают в свою контентную матрицу, позволяют расширять аудиторию, которая дополняет потребление VoD линейным телесмотрением. Поскольку ТВ-канал вещает безостановочно, пользователю не нужно тратить время на поиск нужного контента. Кроме того, удобству зрителей отвечает возможность конверсивности VoD и линейного просмотра.
Еще одним важным выводом Public Talk стала констатация необходимости серьезных вложений сервиса в развитие линейного вещания на его платформе. По словам Ивана Гринина, схема «20 каналов мультиплекса плюс один канал» на практике не работает. Представители «Иви.ру» и Wink согласились, что необходимо стремиться к наполнению пакетов линейных каналов, так, чтобы их число приближалось к пакетам крупных кабельных или спутниковых операторов – более 150. Wink реализует именно такой подход: в его пакетах более 300 каналов. В то же время Иван Гринин посетовал, что требование закона получать сигнал 20 общедоступных каналов на платформе «Витрина ТВ» резко сужает возможность монетизировать линейное телесмотрение. В этой связи он предложил отрасли продолжать доводить до регулятора позицию о негативном эффекте по сути монопольного вещания каналов мультиплексов в онлайне через единую платформу, добиваясь пересмотра этого требования.
Эксперты сессии технологического потока «Назад в будущее: станет ли импортонезависимость драйвером развития рынка цифрового ТВ?» рассматривали последствия санкций и ухода из России зарубежных вендоров, технологические возможности операторов и импортозамещение ПО для медиаизмерений.
Директор проекта «Медиалогистика» (MSK-IX) Григорий Кузин поделился: с отечественным софтом все хорошо, с оборудованием все плохо. Любое ПО должно работать на сервере. С серверами есть определенные проблемы. В текущем году самым безопасным каналом доставки медиаконтента становятся выделенные оптико-волоконные линии, тогда как риски спутниковой доставки и каналов общедоступного интернета существенно выросли.
Руководитель службы новых продуктов «Триколора» Валерий Петров представил новый продукт под брендом «Триколор» – линейку телевизоров Смарт ТВ, состоящую из четырех моделей с диагоналями 32, 43, 50 и 55 дюймов. Все модели, за исключением 32-дюймовой, поддерживают разрешение Ultra HD, «младшая» модель в линейке имеет разрешение HD. Телевизоры от Триколора работают на базе операционной системы Android 11, имеют оперативную память 1,5 Гб и 8 Гб, что позволяет просматривать потоковое видео и устанавливать приложения. Все телевизоры адаптированы для работы в сетях спутникового, кабельного и эфирного телевидения, оснащены двухдиапазонным Wi-Fi, разъемами HDMI и USB, слотами CI для CAM-модуля. На телевизоры предустановлено фирменное приложение «Триколор Кино и ТВ», а все покупатели телевизора в фирменном интернет-магазине получают годовую подписку на сервисы «Триколора».
О полной готовности дистрибуторской сети NLE к выводу на рынок телевизоров с брендом «Триколор» заявила ведущий специалист по развитию и продвижению NLE Светлана Сафиулина. По ее словам, каналы поставок NLE в новых условиях работают надежно и стабильно, и дистрибутор продолжает расширять ассортимент товаров, ориентированных на монтажные организации на рынке платного ТВ и салоны соответствующего оборудования. Благодаря сотрудничеству с российскими и китайскими производителями складские запасы NLE постоянно пополняются, при этом дистрибутор успешно адаптировался к изменению логистических маршрутов.
Председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров «Триколора» Николай Орлов рассказал о новых приложениях, разработанных независимыми специалистами. Оценить работу приложений смогут пользователи гибридных приемников. Оператор приглашает к сотрудничеству софтверные компании. Поскольку речь идет о полноценном стартапе, в «Триколоре» готовы обсуждать с разработчиками условия монетизации приложений.
Отвечая на вопрос о рисках несанкционированных подключений и взломов вещания телеканалов и OTT-платформ, начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов высказался за отказ от небезопасных вещательных технологий зарубежных вендоров и переход на российское ПО и оборудование, внесенное в соответствующие реестры Минцифры и Минпромторга.
Опытом перехода на российское ПО для гибридных медиаизмерений поделился директор департамента специальных проектов «Агентства 2» Денис Белослюдов. По его словам, перспективы гибридных измерений связаны с необходимостью нивелировать ограничения, присущие панельным и онлайн-измерениям, сохраняя сильные стороны того и другого метода и добиваясь их синергии. Поскольку в России не было ПО для задач анализа телесмотрения – как для панельных исследований, так и гибридных, в «Агентстве 2» приняли решение заказать разработку по собственному техническому заданию у российской софтверной компании. К настоящему моменту медиаизмеритель уже начал использовать новое российское ПО в своей работе и готов получать гибридные данные в интересах телеканалов, дистрибуторских компаний и игроков рекламного рынка.
Сессия «Семейный просмотр: каким должен быть телеконтент, который объединяет и старших, и младших?» собрала наибольшую аудиторию в ходе конференции, поскольку ее участники сконцентрировались на актуальной теме создания телепроектов для разных поколений телезрителей. Так, директор по производству контента «Триколора» Марина Гаспарян привлекла внимание участников сессии к новому каналу в линейке фильмовых телеканалов собственного производства оператора – Scream.
Сетка нового канала, который начал свое вещание в конце октября, включает в себя фильмы американского, европейского и азиатского производства в жанре «Ужасы» и «Мистика». При этом контент Scream в полной мере является актуальным и современным: 70 % фильмов, демонстрируемых в эфире телеканала, выпущены в 2018 — 2022 годах. По мнению Марины Гаспарян, Scream хорошо подходит и для семейного показа, учитывая, что совместные просмотры хорроров очень популярны у молодых пар.
Директор по маркетингу EPG Service Александра Скрипочка поделилась данными исследований, проведенных в ее компании. Зритель в среднем готов тратить на выбор контента для ежедневного просмотра до 20 минут, при этом решающими факторами для него становятся рейтинги IMDB и «Кинопоиска», информация о режиссерах, актерах с их фотографиями. Эти элементы должны присутствовать как в экранных телегидах, так и в карточках тайтлов на платформах.
Комментируя рост популярности трансляций киберспорта, директор спортивных проектов «Триколора» Мария Гришко отметила, что аудитории таких трансляций и платного ТВ практически не пересекаются. В то же время в Триколоре видят перспективы такого вещания в онлайн-кинотеатре. Также Мария Гришко рассказала, что заменить показ зарубежных турниров трансляциями отечественных соревнований практически невозможно. Тем не менее, в Триколоре, где сделана ставка именно на российский спорт, не видят серьезного негативного эффекта для своей аудитории из-за отсутствия в эфире трансляций популярных зарубежных состязаний.
Участники сессии о детской анимации «Где водятся волшебники и другие несказочные проблемы детского анимационного контента в России» подчеркнули важность разработки отечественных программных продуктов для создания мультипликации. Зарубежное ПО для 3D-анимации больше не лицензируется и не поддерживается в России, при этом отдельно взятая студия не может выделить достаточные средства для разработки значительной части требуемого ПО. Поэтому необходимо выделение государственных средств на такую разработку, причем речь должна идти о совместных проектах: в одиночку создавать современное ПО для анимации нереально.
Завершила деловую программу конференции питч-сессия телевизионных новинок сезона, включая тематические каналы, анимационные и кинопроекты. Одним из запоминающихся моментов питч-сессии стал рассказ о новых проектах директора службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Марии Черкасской. За последние годы телекомпания увеличила пакет производимых и дистрибутируемых каналов в два раза – до 35 единиц, сейчас он включает тематические, киносериальные, детские и спортивные каналы. В начале ноября телекомпания обновила телеканал «Еда премиум». Теперь он называется Food time, изменен визуальный концепт и оформление студии и самих программ. Сетка канала расширена за счет новых кулинарных шоу, в том числе в формате баттлов и гастрономических путешествий. Кроме того, осенью этого года «Первый ТВЧ» начал дистрибутировать и новый телеканал «Триколора» – Scream.
Завершила контентный поток и конференцию в целом демонстрация ролика телеканала «Наша Сибирь 4К». Как рассказал генеральный директор «Нашей Сибири» Денис Инякин, телеканал фокусируется на контенте о природе, показывая ее 24 часа «такой, какая она есть, без рекламы и новостей». Создатели телеканала из Кемерово не боятся говорить о своей любви к природе в программах собственного производства, и надеются, что их чувства разделят и зрители партнерских платформ по всей стране, в сотрудничестве с которыми заинтересована «Наша Сибирь».