В вашей корзине
(пусто)
 

О проблемах печатных изданий

17 Июл 17
17 Июля 2017, 10:24
В Белом зале Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации. Мероприятие было посвящено обсуждению актуальных вопросов регионального рынка печатных СМИ, в частности, темы государственной поддержки периодики в субъектах РФ.

Председатель правления НП “АРПП” А.В. Оськин отметил, что печатные СМИ, которые выстраивают грамотную редакционную политику, могут развиваться и на фоне кризисных явлений в стране, и в условиях возрастания популярности электронного контента. Но при отсутствии хорошего канала доставки своему читателю даже их ждет неминуемая гибель. И как раз эта проблема является наиболее острой в нашей стране.

По его мнению, в России система распространения печатных СМИ и книг находится в катастрофическом положении. Отсутствие поддержки со стороны власти и административные барьеры привели в упадок экономику предприятий, реализующих печать. На данный момент в стране функционируют лишь 23 тыс. киосков прессы. Книжных магазинов в стране в настоящее время меньше, чем в царской России, их осталось 1500.

Подписной канал реализации печатных изданий, который для многих отдаленных регионов является единственным способом обеспечения доступа населения к печатному слову и источником грамотности, перестал играть роль социально значимой услуги. После отмены государственных субсидий ФГУП “Почта России” на доставку подписных изданий этот способ реализации печатных СМИ пришел в упадок и пребывает в глубочайшем кризисе: за последние три года подписные тиражи сократились более чем на 40 %.

По мнению А.В. Оськина, наиболее эффективным механизмом поддержки индустрии печати в нашей стране может стать экономическое содействие со стороны местной и федеральной властей предприятиям, издающим и реализующим периодику.

В обсуждении доклада поднимались вопросы многократного повышения подписных тарифов ФГУП “Почта России” после отмены государственных субсидий на доставку изданий и государственного регулирования их расчетов, доставки печатной прессы в отдаленные местности, а также поддержки печатных СМИ на языках народностей, проживающих на территории страны. 

В ходе заседания была создана рабочая группа для подготовки рекомендаций по государственной поддержке печатных СМИ в регионах РФ, которые будут представлены во время осенней сессии Совета Федерации. В рабочую группу были включены А.Б. Тотоонов (в качестве председателя), А.В. Оськин, В.А. Дворянов, М.А. Казаков, А.Ч. Касаев, В.В. Керов, М.Н.Христофорова.

Влияние доступности печатных СМИ на культуру и духовность
Несмотря на развитие электронных коммуникаций, печатная пресса остается важным источником качественной информации для большого числа жителей России, а ее доступность оказывает прямое влияние не только на культурное и духовное воспитание населения, но и на его политическую активность.
Об этом говорили на заседании Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ сенаторы, представители отрасли и федеральных ведомств.
По словам экспертов, чем выше в регионе показатель подписки на бумажные издания, тем активнее жители приходят на выборы. В регионах с низким уровнем подписных тиражей (менее 100 экз. на 1000 человек) явка на выборах в сентябре 2016 г. составила 29 — 46 %. А в регионах с высоким уровнем подписки (более 150 экз. на 1000 человек) активность избирателей находилась на уровне 50 — 84 % в зависимости от субъекта (при средней по России — 48 %).

Тревогу у сенаторов и экспертов вызывает также сокращение количества газетных киосков. Если в 2014 г. в среднем по стране 1 киоск прессы приходился на 4770 жителей, в 2015 г. — на 5240, то в 2016 г. — уже на 6325. Причины этих негативных процессов следует искать как в экономической плоскости (дорогая аренда, высокие тарифы Почты России на доставку подписных изданий, маленькие зарплаты почтальонов), так и в управленческой.

Участники заседания рекомендовали Правительству внести поправки в Закон о торговле и Земельный кодекс с тем, чтобы создать в регионах единообразный подход к организации торговли, в том числе печатной продукцией. Почте России рекомендовано ввести понижающие коэффициенты в размере от 30 до 50 % на доставку газет и журналов в сельскую местность, в труднодоступные районы и на территории со сложной социально-политической обстановкой.

Эксперты также обращают внимание на то обстоятельство, что в последнее время значительные усилия руководителей почтового департамента подписки связаны с продвижением подписного каталога ФГУП “Почта России”, а не с развитием рынка подписки в целом. Критике со стороны экспертов подвергается также упорное нежелание Почты России бесплатно размещать в отделениях почтовой связи рекламные материалы издателей.

Киоски просят оставить покурить
Ассоциация распространителей печатной продукции обратилась к советнику Президента России М.А. Федотову с просьбой дать заключение на антитабачную концепцию Минздрава. В письме указывается, что “вводимый концепцией запрет на продажу табака в павильонах прессы площадью до 50 кв. м дополнительно снизит реализацию газет и журналов на 30 — 40 %, так как табачные изделия являются трафикообразующим товаром”. Кроме того, подобный запрет будет “искусственно подталкивать” к покупке табака в блоках, т. е. в больших объемах, а также снизит отчисления в бюджет, считают авторы письма.

По оценке председателя правления АРПП А.В. Оськина, сейчас из 23 тыс. работающих киосков прессы в России примерно 70 % могут продавать табачные изделия. В частности, реализация табака разрешена в павильонах, которые позволяют идентифицировать возраст покупателя. Кроме того, в части регионов предусмотрена и торговля табаком из ларьков, т. е. без возможности захода внутрь. 
По мнению А.В. Оськина, запрет на реализацию табака через павильоны площадью менее 50 кв. м также можно расценивать как нарушение Гражданского кодекса, поскольку в стране действует свобода торговли, а табак не подпадает в список запрещенных к продаже товаров.

Инициатива Минздрава России в части ограничений для павильонов — не что иное, как давление на малый и средний бизнес, она не продиктована спросом со стороны потребителей.

Сами издатели не в первый раз просят ослабить законодательство в части продажи табака через киоски. Так, еще в 2015 г. главные редакторы газет “Московский комсомолец”, “Комсомольская правда”, “Российская газета” и “Аргументы и факты” обращались к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой расширить ассортимент товаров, продающихся в газетных киосках. 

В ряде выступлений говорилось, что распространители печатной продукции, кровно заинтересованные в развитии именно малого бизнеса, никак не могут поддержать проект по ограничению ритейла, поскольку ритейл сегодня является вторым по значимости каналом распространения печатных СМИ.

По данным АРПП, в 2016 г. через сетевые магазины распространялось 35 % розничных тиражей или 22 % от общих тиражей (включая подписные). В стоимостном выражении объемы продаж прессы через ритейл составили 42 % от розничных продаж или 30 % от общих продаж (включая подписку).
Число магазинов сетевого ритейла, где представлена пресса, может увеличиться к концу года еще на 5 %. При этом, по прогнозам, количество киосков и павильонов прессы, вероятно, сократится до 20 тыс. объектов. В результате доля сетевого ритейла в продажах периодики может вырасти еще на 4 — 5 % до 2018 г.

По данным ВЦИОМ, текущий спрос населения сосредоточен в целом на сетевых магазинах: более 70 % опрошенных заявили, что большую часть необходимых продуктов питания приобретают именно в сетевой рознице. А из исследования AdIndexMarket следует, что выручка в сетевом ритейле распределяется так: 50 % приходится на рабочие дни, 50 % — на субботу, воскресенье и праздничные дни.

Со своей стороны ритейлеры подсчитали, что каждая пятая покупка содержит позицию из ассортимента печатной продукции (пресса или книги). Эксперты, оценивая потери от введения ограничений, называют цифры в 15 — 20 % по продовольственным товарам, в 35 — 40 % по непродовольственным товарам. Печатная продукция относится к непродовольственным товарам, и поэтому вполне можно ожидать сокращения продаж тиражей минимум на 35 %.

Все это означает, что в субботу, в воскресенье и праздничные дни доступ населения к прессе будет значительно ограничен.

Полностью статью можно прочитать в журнале «Почтовая связь. Техника и технологии» № 7, 2017.



Возврат к списку