В Москве прошел ежегодный «ИТ-Форум РУССОФТ. Профессионалы или Кадры 2024». В этом году мероприятие состоялось на площадке Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина.
По итогам мероприятия представителям ИТ-компаний и образовательных учреждений разных регионов России удалось совместно сформировать видение того, каким образом совместными усилиями ИТ-бизнес, профильное министерство и вузовское сообщество смогут найти решение задачи кадрового обеспечения ИТ-отрасли:
◄ привлечение профильных сотрудников ИТ-компаний к образовательному процессу является естественным путем обеспечения практического обучения студентов. Но практикующие ИТ-специалисты не всегда имеют необходимые навыки преподавания, поэтому их привлечение к обучению студентов в вузах имеет количественное ограничение. Следует также рассматривать вариант обучения действующих преподавателей на практических проектах для повышения их мотивации к освоению российских ИТ-решений;
◄ при принятии мер по увеличению количества студентов по ИТ-специальностям не менее важно работать по повышению качества их подготовки. Сейчас появилось больше краткосрочных программ подготовки, но до сих пор не осознается важность выращивания пусть ограниченного, но значимого количества специалистов высшей квалификации, что и характеризует качество индустрии. На фоне десятков тысяч выпускников вузов система образования должна готовить не менее тысячи топовых ИТ-профессионалов, благодаря которым появятся российские продукты мирового класса и крупные ИТ-компании;
◄ важно учитывать роль ИТ-компаний в поддержке школьного и среднего образования, а именно профориентации школьников, проведении олимпиад, конкурсов и хакатонов. Участие ИТ-компаний только в подготовке ИТ-специалистов в вузах без учета работы в школах и колледжах снизит значимость уже проделанной работы;
◄ необходимо уделить внимание обучению школьников математике и информатике в школах — это касается как подготовки учителей, так и школьников. Отмечается дефицит учителей информатики и физики, а также снижающееся качество их подготовки. В то же время информатика не включена в комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 19.11.2024 № 3333-р). Все это влияет на качество подготовки ИТ-специалистов далее в системе высшего и среднего специального образования;
◄ школьное образование требует дополнительного обсуждения в контексте интеграции в учебную программу машинного обучения и иных узкоспециализированных тем, преподавание которых для школьников может идти в ущерб фундаментальной подготовке.
Участники дискуссий в рамках Форума пришли к общему выводу о необходимости конструктивного и открытого диалога между государством, системой образования и ИТ-отраслью, в организации которого должны участвовать РУССОФТ вместе с другими отраслевыми ассоциациями, став необходимым каналом связи между индустрией и отраслевым министерством.