В вашей корзине
(пусто)
 

Приговор для телекома

Приговор для телекома
21 Июн 16
21 Июня 2016, 09:34
На прошлой неделе очень активно обсуждались поправки в закон «О противодействии терроризму» и другие законодательные акты, которые были инициированы депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым для установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

Скорость, с которой эти поправки были приняты Госдумой, впечатляет. Поправки были внесены в Думу 7 апреля, в первом чтении приняты 13 мая, а в третьем чтении 24 июня.
Отметим лишь те законодательные новации, которые относятся к отрасли Связь. 

Первоначально законопроект № 1039149-6 предусматривал вменение операторам связи и организаторам распространения информации в сети Интернет обязанностей хранить в течение трех лет на территории России информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки любых сообщений пользователей связи, а сами сообщения предоставлять уполномоченным госорганам для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.Законопроект был сразу направлен на отзыв в комитеты, комиссии и фракции Госдумы, Президенту, в Совет Федерации, Правительство, Счетную палату, Общественную палату, в органы федеральной власти и в регионы для подготовки отзывов, предложений и замечаний до 11 мая 2016 г.

Об отзыве Минкомсвязи на этот закон на сайте Госдумы нет ни слова. Есть только ссылка на официальный отзыв зампремьера – руководителя аппарата Правительства С. Приходько. В нем отмечено, что «хранение предлагаемой законопроектом информации позволит более эффективно выявлять преступления террористической и экстремистской направленности». Правительство «поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с имеющимся замечанием» – «объем предлагаемой законопроектом для хранения информации нуждается в корректировке в сторону его уменьшения», указано в отзыве Правительства.

Заметим, в докладе экспертного совета при правительстве говорится, что в Евросоюзе специальными директивами операторам связи запрещается хранить содержание коммуникаций. Директива ЕС от марта 2006 г. требует лишь хранить информацию о том, кто с кем и когда связывался. При этом в шести странах Евросоюза нормы и этой директивы признаны неконституционными, а в 2013 г. генеральный адвокат Суда Евросоюза заявил, что она несовместима с Хартией о фундаментальных правах и не защищает право на неприкосновенность частной жизни, сказано в докладе. Однако у нас подобные директивы не учитываются. 

Кроме нарушения демократических норм, была еще одна причина отказа от этих поправок – их неисполнимость, о которой неоднократно говорили операторы связи. Фактически необходимо создать копию операторской сети и через нее направлять всю текущую информацию в ЦОДы, а еще и запустить специальную информационную систему, которая бы управляла этим копированием, искала и выдавала информацию по запросам спецслужб. И подобную сеть надо сделать каждому российскому оператору. 

Законопроект казался для операторов настолько за гранью реальности, что они даже не стали упоминать «закон Яровой» в разделе рисков в своих ежеквартальных отчетах эмитента. Возможно, операторы надеялись, что законодатели эти требования уберут. 

Ко второму чтению они лишь сократили до года срок хранения фактов приема, передачи, доставки и обработки любых сообщений соцсетям, мессенджерам и иным организаторам распространения информации, а также до шести месяцев — сроки хранения самих сообщений. Это касается и организаторов распространения информации и операторов связи. При этом конкретизировать порядок, сроки и объем хранения информации предложено правительству, которое законопроект не инициировало, но будет обязано претворить его в жизнь, что приведет отрасль к кризису.

По данным института «Гипросвязь», объем скопированного телеком-операторами трафика при выполнении правил его хранения в течение 6 месяцев лет будет в 20 тыс. раз больше совокупного объема информации, хранящейся в крупнейшей в мире Библиотеке конгресса США. По расчетам Экспертного совета при Правительстве, для развертывания инфраструктуры, необходимой для обработки и хранения всех этих всех эксабайтов, потребуется вся выручка всех крупнейших российских телеком-операторов за 2 года и еще по 100 млрд. руб. ежегодно для эксплуатации такого механизма.

Например, МТС оценила затраты на организацию хранения в течение шести месяцев голосовой информации и трафика данных в 2,2 трлн. руб. В эту сумму включены затраты не только на ЦОДы, но и на умощнение сетей, создание системы съема и индексации трафика. Как пояснил пресс-секретарь МТС, у операторов нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранения голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта. Так что затраты операторов на реализацию «ярового закона» могут превысить годовой объем услуг отрасли связи (около 1,7 трлн. руб.).

Представитель пресс-службы Яндекса отметил, что компания оперативно направляла в Госдуму отзывы на поправки, однако власти не услышали предложений отрасли: "С уверенностью можно сказать только одно — затраты интернет-компаний вырастут. Им придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры. Сокращение сроков хранения данных только снизит дополнительные расходы, но не отменит сам факт новых затрат".

Сократив сроки хранения информации Госдума увеличила количество запретов. В новой версии поправок появилась обязанность операторов и организаторов распространения информации (мессенджеров, социальных сетей, сервисов электронной почты) предоставлять ФСБ данные для декодирования принимаемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений. А тем, кто не выполнит эту обязанность, грозит штраф от 3000 руб. для частных лиц до 1 млн. руб. для юридических лиц.

Вице-президент и техдиректор Mail.ru Group Владимир Габриелян говорил, что "в случае передачи сертификатов, позволяющих расшифровать трафик, по сути, происходит ограничение тайны переписки сразу всех пользователей", а не только тех по кому имеется решение суда. В случаях, когда ключи шифрования находятся у самих собеседников, а не у компании, предоставляющей сервис, реализация такого требования технически невозможна. Зарубежные организаторы распространения информации вряд ли вообще будут выполнять требование о передаче ключей шифрования, а значит, законопроект поставит российские сервисы в худшие условия. 

Кроме того в законопроекте появилось требование к операторам связи — прекращать оказание услуг связи, если в течение 15 суток не подтверждено, что персональные данные фактического пользователя соответствуют сведениям, заявленным в абонентском договоре. Как его можно выполнить, когда половина несовершеннолетних, а также инвалиды оснащены терминалами, сим-карты которых зарегистрированы на их родственников.

24 июня Госдума шестого созыва, ударно завершая свою работу, приняла весь этот антитеррористический пакет сразу во втором и третьем, окончательном чтении («За» проголосовали 287 депутатов, «Против» — 147, один — воздержался). Новый федеральный закон вступит в силу с 20 июля 2016 г., а пункты устанавливающие сроки хранения содержания сообщений — с 1 июля 2018 г. Так что совокупного лоббистского потенциала крупнейших телекомов России не хватило, чтобы остановить «яровую» идею на взлете.

По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, антитеррористические поправки — "сюрреализм, который происходит наяву, и смертный приговор для телекома". По его словам, инициативы не выдерживают никакой критики: если они и выполнимы технически, то из-за возможных расходов ставят под угрозу само существование операторов. Также поправки бьют по IT-отрасли и идут вразрез с текущим законодательством и закрепленными в Конституции правами граждан. "У меня такое чувство, что депутаты живут в параллельной вселенной, а над нами опыты проводят",— цитировал Мариничева Коммерсантъ. 

Интересно как быстро этот законопроект пройдет Совет Федерации и подпишет ли его в таком виде Президент России?
Недавно Владимир Путин подписал федеральный закон, приравнивающий крупные новостные интернет-агрегаторы к СМИ. В нем прописаны требования к распространению информации новостными агрегаторами (сервисы с ежедневной аудиторией более 1 млн. человек). Их владельцы будут обязаны "проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания" Роскомнадзора. Еще одно требование состоит в том, чтобы "не допускать использование новостного агрегатора в целях распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений".

Согласно закону, владельцы агрегаторов также обязаны не допускать использование сервиса для распространения новостной информации с целью опорочить граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, а также в связи с их политическими убеждениями. Им вменяется в обязанность соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о выборах.

Компания "Яндекс" сообщила ТАСС, что может изменить «Яндекс.Новости» в связи с принятием этого закона. По его мнению, новостной агрегатор не сможет проверять сотни тысяч сообщений от внешних редакций. "Как будут меняться Яндекс.Новости под влиянием нового закона, зависит не только от самого сервиса, но и от наших партнеров: мы не знаем, кто из них решит получить регистрацию СМИ, и как этот статус будет работать в отношении иностранных источников", — добавили в пресс- службе компании.

Возврат к списку