В вашей корзине
(пусто)
 

Прошлые победы без ясного будущего

12 Май 15
12 Мая 2015, 22:23

Прошедшая неделя замечательна двумя юбилеями: 70-летием Победы 9 мая и 120-летием Радио 7 мая. Развитие современных радиотехнологий ведет свой отсчет с перовой радиограммы из двух слов: “Генрих Герц”, посланной преподавателем Военно-морского “Минного офицерского класса” в Кронштадте Александром Степановичем Поповым. Этот день и стал в России Днем Радио.
Без связи нет армии, нет победы. Всю войну основным оружием связистов были ключ радиста и катушка с телефонным кабелем. Тысячи связистов были награждены орденами и медалями, более 280 из них стали Героями Советского Союза.
Глава Минкомсвязи в своем поздравлении ветеранов и работников отрасли связи с профессиональным праздником отметил, что «мы с особым почтением и теплотой вспоминаем о подвигах солдат-связистов», и пожелал выразить особую благодарность «тем, кто во время Великой Отечественной войны обеспечивал надежную работу систем связи и координацию действий частей Красной армии».
Но, к сожалению, министр так и не нашел времени лично поздравить ветеранов с Великой Победой. На ежегодной встрече ветеранов связи с руководителями отрасли на этот раз не в зале, а в фойе Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой это сделал его заместитель Дмитрий Алхазов. Пока он приветствовал ветеранов, бывшие руководители отрасли в недоумении размышляли, что же такое могло заставить министра не прибыть на торжество, хотя бы на 30 минут…
Последней законодательной новацией Минкомсвязи стало привлечение Федеральной антимонопольной службы к продвижению размещения объектов связи на недвижимом имуществе третьих лиц. Опубликованные для обсуждения поправки министерства в закон «О связи» подразумевают, что если это размещение не будет препятствовать использованию объекта по основному назначению и будет обеспечена безопасность а также если невозможно создать и использовать альтернативный объект инфраструктуры или это экономически нецелесообразно, то для размещения этого объекта достаточно разрешения ФАС на заявление оператора связи.
Действительно, со стороны владельцев инфраструктуры бывают различные технические и экономические ограничения для операторов связи. Но снять их путем ограничения свободы распоряжения частной собственностью, которая зафиксирована в Конституции, поправками в закон «О связи» невозможно.
Гораздо проще добиться от правительства постановления, которое предписывало бы всем федеральным госструктурам по заявлению оператора связи при выполнении тех же «если», что указаны в предложенных поправках, не препятствовать бесплатному размещению объектов связи на их недвижимом имуществе и подведомственных территориях, а затем добиться того же и от правительств регионов.
Близость к насыщению рынка фиксированного ШПД иллюстрируют наименьший за последние несколько лет прирост российской аудитории услуг ШПД в I квартале 2015 г. ― всего на 100 тыс., а насыщение отечественного мобильного рынка ― проникновение в 200 %. Судя по информации Ведомостей, чтобы аудитория оператора выросла на одного абонента, ему приходится подключать 15 ― 20 абонентов, которые главным образом нивелируют отток предыдущих абонентов. Например, за 2014 г. МегаФон подключил около 34,6 млн. новых абонентов, а по данным AC&M Consulting, его абонентская база выросла всего на 2 млн. пользователей. У МТС годовой отток составил 41,1 %, а у ВымпелКома – аж 63 %.
Серьезность экономической ситуации иллюстрируют падение мобильной выручки МегаФона (за I квартал 2015 г. на 1,6 % (в России), а также планы Ростелекома на 2015 г., которые предусматривают увеличение числа домохозяйств, охваченных сетью GPON, только на 1,7 млн., тогда как по итогам 2014 г. было охвачено 7,1 млн. домохозяйств.
Проект Ростелекома «Цифровой каркас России», направленный на расширение пропускной способности магистральной и региональной транспортной сети передачи данных — IP MPLS, Межведомственная комиссия по проектному финансированию не поддержала. Причем ВТБ был готов предоставить оператору льготный семилетний кредит на 15,6 млрд. руб. (80 % от стоимости проекта). Так что Ростелекому придется довольствоваться кредитом Сбербанка в формате овердрафт. Его объем 2,3 млрд. руб. может быть расширен максимум до 10 млрд. руб., а срок кредита ― один год ― может быть автоматически продлен два раза. На первый год его процентная ставка составит 16,28 % годовых, а на последующие периоды ― до 20 %.
В условиях кризисной экономической ситуации операторы требуют идти по пути максимальной либерализации и отказа от законодательных инициатив для реализации которых нужны дополнительные инвестиции операторов. «Когда пастух не может кормить овец, он открывает загон и предоставляет им возможность кормиться самим, – резонно замечал на конференции Ведомостей гендиректор МТТ Евгений Васильев. ― Надо найти компромисс между потребностями государства и возможностями инфокоммуникационных технологий. Все высказываются, а единой точки ответственности не найти. Дайте ответственного и дорожную карту!».
Но национального плана развития широкополосного доступа как не было, так и нет. «Сейчас классический телеком стагнирует, ― считает Е. Васильев. ― Единственный участок роста – ОТТ, мы играем на этом рынке». А Минкомсвязи обещает, что в ближайшей перспективе по набирающим силу ОТТ-провайдерам регуляторных решений приниматься не будет – «слишком молодой и не устоявшийся рынок», пояснял замдиректора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский.
А вот в Европе этим уже начали этим заниматься. На прошедшей неделе вице-президент Еврокомиссии по вопросам создания единого цифрового рынка Андрус Ансип представил стратегию его созданию (Digital Single Market Strategy), которая ляжет в основу реформ телеком-регуляции в Еврозоне в 2016 г. Она состоит из 16 инициатив и должна «подготовить Европу к получению преимуществ от цифрового будущего».
Стратегия предполагает «капитальный ремонт телекоммуникационной нормативно-правовой базы». Планируется разработать общеевропейские критерии для распределения спектра на национальном уровне, разработать стимулы для инвестиций в широкополосные сети связи. Кроме того, Еврокомиссия намерена изучить, насколько OTT-сервисы (типы Netflix) и сервисы альтернативной голосовой телефонии должны подпадать под регулятивные нормы для традиционных ТВ-вещателей и операторов связи.
Два других направления цифровой стратегии Евросоюза: устранение барьеров для трансграничной цифровой активности, а также поддержка дальнейшей цифровизации экономики. За деятельностью интернет-платформ будет наблюдать специальный регулятор, сообщает Wall Street Journal. Он сможет запрашивать у операторов платформ информацию о том, как они собирают и используют данные. Он сможет вмешиваться и в конфликты с участием интернет-платформ и других предприятий.
Королевское общество Великобритании смотрит еще дальше. 11 мая оно обсудило будущее глобальной Сети, в том числе необходимость новых технологий передачи данных, которые должны предотвратить необходимость дублирования существующей телеком-инфраструктуры, а также снизить нагрузку на энергетику. Великобритания тратит уже 8 % электроэнергии на переработку и передачу данных, и эта доля удваивается каждые 4 года. Если не решить эти проблемы, то доступ в Интернет для жителей Великобритании в скором времени может быть ограничен, а для некоторых категорий пользователей — дозирован или закрыт.
Но вернемся в Россию, а вернее в Крым
Крымтелеком и Севтелеком планируют начать вести единую тарифную политику по мобильной связи на полуострове. Вице-премьер и глава Мининформа Республики Крым Дмитрий Полонский пообещал, что они подпишут соглашение по единой тарифной политике. Он видит целесообразность и в объединении Крымтелекома и Севтелекома. На ограниченном рынке имеет смысл объединиться и экономить на инфраструктуре, а не конкурировать, считает Д. Полонский.
Но даже «соглашение (о тарифах) не может быть подписано априори, ввиду отсутствия на сегодняшний день даже проекта по нему. Переговоры, по инициативе ГУП «Крымтелеком» только на начальной стадии», пояснял ComNews представитель Севтелекома.
Еще одной не очень ясной новостью стала информация Минкомсвязи о том, что 8 мая замглавы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло запустили в полноценную эксплуатацию на территории Севастополя сеть мобильной связи, работающую в стандартах третьего (3G) и четвертого (LTE) поколений. «Мы успешно выполнили особенно важную для нас задачу — обеспечили современными услугами связи жителей города-героя Севастополя ко дню празднования 70-летия Победы», — сказал Дмитрий Алхазов.
Осталось подождать разъяснений, что за оператор запустил новые сети в Севастополе, на чьих частотах, и на каком оборудовании? И как Минкомсвязи смотрит на то, что операторы «большой тройки» не идут в Крым?

Возврат к списку