В вашей корзине
(пусто)
 

Слабые итоги 2015-го

Слабые итоги 2015-го
25 Янв 16
25 Января 2016, 11:00
Gartner зафиксировал рекордное за все время мониторинга отрасли падение мировых расходов на ИКТ, включая услуги связи. В 2015 г. они составили 3,52 трлн. долл., что на 5,8 % ниже, чем в 2014 г. Расходы на ПО снизились на 1,4 %, на устройства — на 5,8 %, на ИТ-услуги — на 4,5 % и на услуги связи — на 8,3 %. Расходы в 2015 г. выросли только на системы для дата-центров (+1,8 %).
Основным фактором падения рынка Gartner назвал рост курса доллара по отношению к другим мировым валютам. Его аналитики ожидают, что в 2016 г. мировые ИТ-расходы увеличатся на 0,6 % по сравнению с 2015 г. — до 3,54 трлн. долл., а максимум мировых ИТ-расходов в 3,7 трлн. долл., установленный в 2014 г., будет достигнут вновь лишь к 2019 г.
При этом рынок приложений в 2015 г. продолжил рост, констатировала компания App Annie. Лидер по загрузкам Google Play увеличил свой отрыв. В 2015 г. из Google Play было загружено в 1,5 раза больше игр, чем из App Store.
По доходам лидирует Apple iOS. Основной прирост доходов iOS сгенерировал Китай, который по объему вплотную приблизился к США и Японии.
Самым доходным приложением во всем мире стал Spotify, поднявшись с 2014 г. на 7 строчек. Viber и Twitter покинули топ-10, позволив Whats App и Facebook Messenger закрепиться на своих позициях.
Россия — пятая по величине страна по количеству загрузок из Apple Store и четвертая по числу загрузок из Google Play. Однако по показателям дохода Россия не вошла ни в один из рейтингов. Самыми популярными приложениями в России остаются социальные сети и мессенджеры, занимая первые пять позиций рейтинга.
Причем ВКонтакте стало самым загружаемым приложением как для App Store, так и для Google Play. На втором месте — WhatsApp (четвертое место в 2014 г.), на третьем — Viber (второе место в 2014 г.).
Приложение социальной сети «Одноклассники» заняло первое место по доходам в России в магазинах и iOS, и Google Play. Годом ранее на первом месте было приложение Read, которое в 2015 г. заняло второе место. Третье место по доходам в России заняло приложение сайта знакомств Badoo, которое в 2014 г. было на восьмом.
Мобильная аудитория Одноклассников выросла на 30 % и составила 64 % общего числа активных пользователей. Одноклассники остаются лидером среди социальных сетей России и по времени, проведенному на портале, — 41 мин. на человека. За 2015 г. Одноклассники существенно обновили ресурс, запустив онлайн-телевидение и образовательные партнерские проекты, оплату проезда, нативный формат видеорекламы, добавив локализацию на немецкий и турецкий.
По итогам 2015 г. число пользователей сервиса Netflix достигло 74,76 млн., а выручка на 23 %, до 6,78 млрд. долл., сообщил Rambler News Service.
По данным Telecom Daily, в России рост абонентской базы платного ТВ замедлился с 7,4 % в 2014 г. до 5,3 % в 2015 г. Количество абонентов выросло с 37,6 млн. до 39,6 млн. клиентов, из которых около 170 – 180 тыс. являются OTT-абонентами. На них пришлось около 7 % прироста абонентской базы всего платного ТВ в России (в 2014 г. — 1 % чистых подключений платного ТВ, которые позволяют смотреть интернет-телевидение, в том числе и с помощью подключаемых к телевизору приставок).
Популярность OTT сервисов растет вместе с популярностью традиционного интернет-телевидения. Если в 2014 г. им пользовалось 10 % российских абонентов платного ТВ, то в 2015 г. – уже 14 %.
Рынок ОТТ в России находится в стадии формирования, и Ростелеком планирует занять на нем значительную долю. Продажу приставки, позволяющей смотреть телеконтент от Ростелекома, подключившись к сети любого провайдера, компания начала в ноябре 2015 г.
Мировые поставки телеприставок (set-top-boxes, STB) в 2015 г. выросли незначительно: за весь 2014 г. их было поставлено 253,1 млн., а годом ранее – 248,6 млн., сообщила компания SNL Kagan. По подсчетам ее аналитиков, всего через ТВ-приставки в мире подключено около 959 млн. подписчиков, из них 47 % используют спутниковые приставки. В сегменте кабельных STB изменений в 2015 г. не произошло (поставлено 75 млн. шт.), «плоский» спрос отмечается и в сегменте IPTV-приставок.
Несмотря на рост поставок STB в штуках доходы их производителей продолжают падение. В 2015 г. они составили 17,5 млрд. долл., а к 2019 г. мировой рынок STB сократится до 14,55 млрд. долл., полагают в SNL Kagan.
В ABI считают, что логическим следствием бизнес-консолидации рынка ТВ-приставок станет технологическая консолидация. Роутеры для ШПД уже активно оснащаются Wi-Fi доступом, и в скором времени на рынке будет все больше устройств, которые совмещают в себе функции роутера и ТВ-приставки.
Снижаются и темпы роста интернет-торговли. В России этот рынок вырос в 2015 г. всего на 3 % (без учета инфляции – на 16 %), до 650 млрд. руб., говорится в отчете Data Insight. Это самый медленный рост за пять лет: еще в 2014 г. рост с поправкой на инфляцию составлял около 8 %. Большинство товаров в интернете импортные, поэтому на электронной коммерции девальвация рубля отражается особенно плохо. Больше всего кризис ударил по мелким региональным онлайн-магазинам, и многие небольшие компании уходят с рынка.
Первым из операторов подвела итоги 2015 г. РТРС. На ежегодном совещании работников генеральной дирекции и 76 директоров филиалов гендиректор РТРС Андрей Романченко отметил, что теперь на карте России не осталось «белых пятен». Сейчас охват цифровым вещанием составляет 91,4 % населения. В 2016 г. РТРС планирует завершить строительство цифровой эфирной телесети во всех регионах. Охват населения «цифрой» будет доведен до целевого показателя 98,4 %.
Более подробно итоги 2015 г. представил журналистам 21 января оператор спутникового ТВ «Орион Экспресс». По словам его гендиректора Кирилла Махновского, стратегия компании, ориентированная на диверсифицированное развитие, обеспечила компании положительный финансовый результат. Оборот оператора составил 3,38 млрд. руб., что на 1 % выше, чем в 2014 г.
Наибольший прирост (+26 %) обеспечил комплекс услуг телевещателям, доля которого в портфеле Ориона составляет 18 %. Дистрибуция телеканалов заняла 4 %, а основной вклад привносят услуги спутникового телевещания (DTH) – 78 %.
В 2015 г. компания сохранила темпы прироста абонентской базы, опережающие рынок, она увеличилась на 9 % и превысила 2,8 млн. домохозяйств. Динамика аудитории Ориона вдвое лучше, чем рынка в целом, который прирос на 5,4 %.
Темпы роста доходов от существующей абонентской базы Ориона в 2015 г. превышали темпы роста доходов от новых подключений. Показатель ARPU по бюджетному пакету вырос на 28 %, до 83 руб., а по среднеценовому пакету – на 13 %, до 254 руб. Основными драйверами роста ARPU стали расширение пакетов Телекарты и введение новых сервисов для абонентов.
На вопрос ВС, почему же при таких впечатляющих темпах роста аудитории и ARPU оборот компании вырос всего на 1 %, К. Махновский сказал, что сжался сегмент первичных продаж. Партнеры-установщики меньше закупают оборудования. Если раньше они держали товарные запасы на уровне активируемого у абонентов оборудования за год, то в нынешних условиях предпочли в первую очередь использовать эти запасы, и в результате объем закупок сократился почти до уровня двухмесячных подключений.
На вещательный сегмент повлиял кризис и российские законодательные инициативы. Рекламные доходы телеканалов сократились, и 9 телеканалов покинули платформу Ориона. Тем не менее, в 2015 г. компания увеличила число телеканалов на 16 % и собрала на своей платформе уже около 300 телеканалов, из них 120 выбрали Орион как технического партнера. В 2015 г. было реализовано 14,7 % общего объема спутниковой емкости оператора, и общий объем задействованной спутниковой емкости на конец 2015 г. составил 714 МГц.
К. Махновский сообщил, что в целом 2015 г. признан удачным, а планы выполнены на 100 %. К тому же технологические возможности спутниковой медиаплатформы компании позволяют продолжить расширение географии вещания. В 2016 г. оператор хочет увеличить долю на рынке платного ТВ по абонентам с 7 до 8 %.
В феврале компания обновит бренд. Позиционирование Телекарты как лоукостера услуг спутникового ТВ будет расширено до «самого привлекательного предложения в каждом из сегментов услуг спутникового ТВ». Название бренда будет сокращено до «Орион», изменится графический логотип компании и его цвета (белый и маджента). Оператор не планирует устраивать масштабную рекламную кампанию — только обновит сайт, оформление точек продаж и раздаточный материал в соответствии с новым брендом.
Совокупная розничная абонентская база ТТК выросла за пять лет в 9 раз, в том числе за 2015 г. — на 6 % и достигла 1900 тыс. пользователей, сообщил оператор. С начала реализации в 2011 г. стратегии по развитию розничного бизнеса компанией ТТК были построены сети в 250 городах с общим покрытием более 6 млн. домохозяйств. На сегодняшний день услугой КТВ от ТТК пользуются более 320 тыс. абонентов, прирост за 2015 год составил 14 %, заявил президент ТТК Артем Кудрявцев. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране он видит потенциал для дальнейшего роста в данном сегменте.
Однако в целом ситуация очень непростая: потенциал роста отрасли сокращается по мере насыщения рынка, а возможности его реализации снижают кризисные явления. Остается только упорно добиваться результата и искать новые драйверы роста.

Возврат к списку