В вашей корзине
(пусто)
 

Второе дыхание MVNO в России

20 Июн 22
20 Июня 2022, 15:08
В Москве состоялась VII ежегодная Национальная конференция «MVNO Russia 2022. Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России», в ходе которой ведущие игроки и эксперты отрасли обсудили актуальные изменения на отечественном рынке MVNO, а также перспективы его развития в новых экономических условиях.

Мероприятие прошло 9 июня 2022 г. в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Главными темами экспертного обсуждения стали перспективы бизнеса российских виртуальных операторов с учетом динамично меняющейся ситуации как в телекоме, так и в тех отраслях, компании из которых проявляют интерес к запуску MVNO. Эксперты обменялись мнениями об эффективных стратегиях и бизнес-моделях в сегменте MVNO, а также обсудили роль MVNO в цифровизации различных отраслей. Особое внимание участники дискуссий уделили возможности интеграции MVNO в цифровые экосистемы и достижению синергии с экосистемными сервисами.

Конференция, организованная ТМТ Conference, «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily, собрала более 70 делегатов на площадке и свыше 120 онлайн-участников.

На пленарном заседании «MVNO-рынок в 2022 году: возможно ли «второе дыхание»? Анализ, конъюнктура, перспективы появления новых операторов и поставщиков инфраструктуры» эксперты согласились, что сегмент MVNO за последний год не показал существенного роста числа игроков, несмотря на положительную динамику ключевых виртуальных операторов. Ключевым трендом российских MVNO остается рост абонентской базы и выручки прежде всего MVNO, созданных банками. По итогам 2021 года все они нарастили выручку, а «СберМобайл» впервые среди банковских MVNO получил прибыль.
Комментируя главные тенденции на рынке MVNO, Кирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных услуг аналитической компании J'son & Partners Consulting, сфокусировался на ограничениях в развитии телеком-операторов, возникших в новых экономических условиях, и спрогнозировал, с какими рисками будут сталкиваться мобильные операторы в 2022 г.
Генеральный директор «СберМобайл» Руслан Гурджиян, рассуждая о перспективах развития рынка MVNO, предложил «не ограничивать себя условностями», заметив, что при запуске сетей новых поколений (5G, 6G) и сохранения дефицита частот в будущем все операторы станут виртуальными, предоставляя инфраструктуру друг другу.
Его поддержала Нина Цирулик, генеральный директор «Газпромбанк Мобайл», подчеркнувшая, что текущие кризисные явления в экономике — это «вызов и возможности для MVNO».
Позитивную динамику отмечают и небанковские операторы. Так, Сергей Волков, директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств «Tele2 Россия», констатировал, что по итогам прошлого года MVNO-игроки, использующие сеть оператора в качестве базовой, продемонстрировали быстрый рост как по выручке, так и по абонентской базе.
Рассуждая о том, что сейчас происходит с абонбазой, Алексей Чернецов, директор проектного офиса MVNO «Ростелеком», отметил, что компания смогла расти и по выручке, и по абонентской базе MVNO «двузначными цифрами», благодаря органическому росту и за счет крупных проектов, таких, как всероссийская перепись населения. Вместе с тем, эксперт указал на новые сложности в работе MVNO: операторам предстоит столкнуться с ростом затрат практически по всем статьям – от сим-карт до трафика, и это отразится на стоимости пакетов.
О перспективах виртуальных операторов в РФ свидетельствуют показатели роста пусть и сильно зарегулированного российского MVNO в сравнении с зарубежными рынками, которые привел Сергей Орлов. По итогам 2021 г. выручка компании от работы MVNO выросла на 22 % год к году, общая абонентская база – на 70 %.
В пленарном заседании не обошлось без темы импортозамещения. По мнению Владимира Фрейнкмана, вице-президента по маркетингу и развитию бизнеса НТЦ «Протей», до недавнего времени крупнейшие российские телеком-операторы были очень консервативны в выборе поставщиков, к допуску отечественных разработчиков и производителей относились крайне настороженно. На различных уровнях сетевых продуктов, например, в системах биллинга для MVNO, есть даже конкуренция отечественных разработчиков. Похожая ситуация с сервисными платформами – их предлагают несколько отечественных поставщиков решений.
О благоприятных технологических предпосылках для роста MVNO говорила и Ирина Пюскюлян, директор по продукту и маркетингу Yota. К драйверам рынка она отнесла безбумажное оформление eSIM.

Вторая половина конференции была посвящена бизнес-моделям виртуальных операторов, их маркетинговым кейсам, стратегиям операторов в новых клиентских нишах. Эксперты обсудили, как влияют на бизнес операторов перемены в образе жизни и потреблении пользователей телеком-услуг с учетом углубляющейся цифровизации.
Любовь Мартынова, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса компании MCN Telecom, остановилась на возможностях решений формата «MVNO из коробки».
Подводя итог, эксперты согласились с тем, что развитию MVNO способствует рост интереса со стороны B2B-заказчиков, запускающих собственные или партнерские проекты с виртуальными операторами для построения частных корпоративных сетей. Есть планы запуска MVNO и у госкорпораций. В этой связи большой интерес аудитории вызвало выступление Вячеслава Комарина, директора департамента компании «Атомдата», в котором он раскрыл планы создания виртуального оператора в структуре «Росатома». Планируется, что проект охватит все населенные пункты в ведении госкорпорации, и будет решать как задачи технологической связи на объектах «Росатома», так и обеспечивать рабочие и личные коммуникации сотрудников. 
Завершая конференцию, эксперты констатировали, что сектор MVNO имеет большие перспективы в экономике России, поскольку к текущему моменту сохраняются значительные целевые группы, неохваченные виртуальными операторами в рамках цифровых экосистем.

Возврат к списку