В вашей корзине
(пусто)
 

Запрягаем медленно, и ездить не спешим

13 Апр 15
13 Апреля 2015, 16:29
Казалось бы, 9 лет — вполне достаточный срок, чтобы решить нормативные проблемы, разработать планы и проекты и осуществить их. Но, как известно, русские медленно запрягают, и три года ушло на обсуждение вопроса, стоит ли за госчет финансировать приобретение домохозяйствами цифровых приставок. Кризис помог закончить обсуждение, и ФЦП «Развитие телерадиовещания в России на 2009 – 2015 гг.» была принята без раздела об этих приставках. 
Затем начался дележ частот между пакетами ТВ-каналов, и тут оказалось, что спектр так забит, что третий мультиплекс может быть запущен только после полного охвата цифрой регионов и высвобождения в них частот, используемых аналоговым ТВ. 
Сбило сроки выполнения ФЦП и переход со стандарта DVT на DVT2, необходимость которого объясняли более плотной упаковкой каналов в пакет. Первый мультиплекс, который стал бесплатным для включенных в него каналов, прошел, как говорится «на Ура!» и сегодня охватывает уже практически всю страну. А вот второй, распространение сигнала которого должны оплачивать сами ТВ-каналы, продвигается гораздо медленнее. 
В результате множества задержек сначала заговорили, что в 2015 г. отключат «аналог» только в пограничных регионах, а затем просто перенесли завершение программы на три года — на 1 июля 2018 г. 
Но для радиоволн эфир – это пространство без границ, и наши аналоговые ТВ-станции в приграничных районах могут помешать работе цифровых ТВ-станций в граничащих с Россией государствах: Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Беларуси, Украине, Турции, Абхазии, Южной Осетии, Грузии, Армении, Азербайджане, Иране и Казахстане. 
По поручению правительственной комиссии по развитию телерадиовещания подведомственный Роскомнадзору ГРЧЦ провел анализ электромагнитной совместимости (ЭМС) российских аналоговых присвоений с цифровыми частотными присвоениями граничащих с Россией иностранных государств. В результате из 9295 аналоговых передатчиков, на которые по соглашению «Женева-06» распространяется действие переходного периода, 1175 оказались несовместимыми по частотным присвоениям с приграничными станциями иностранных государств. 
Из них 177 аналоговых ТВ-станций могут причинять непреднамеренные помехи станциям цифрового вещания иностранных государств и после окончания переходного периода, а 998 оставшихся могут сами испытывать помехи от зарубежных цифровых станций. 
В адрес всех операторов связи, имеющих действующие разрешительные документы, направлены запросы с указанием телевизионных каналов, попадающих под действие соглашения «Женева-06». Для подбора альтернативного ТВ-канала либо определения условий сохранения аналоговой трансляции на действующем канале, операторы могут направить обращения о проведении экспертизы ЭМС в ГРЧЦ. Туда пришли обращения по всем 740 аналоговым станциям РТРС, а также по 67 из 435 аналоговых ТВ-станций альтернативных операторов. 
При переводе ТВ-станции с одного канала на другой закон предусматривает компенсацию со стороны государства. Стоимость смены канала зависит от того, в какой диапазон переводится оборудование, и может составлять значительно больше 10 млн. руб. Цена перенастройки всех станций может быть оценена примерно в 15 млрд. руб., а бюджетные траты в этом году на ФЦП запланированы в сумме 8,8 млрд. руб. 
Осталось понять, почему не удалось в срок полностью перевести вещание в приграничных регионах на цифру, и кто должен ответить за этот ляп? 
6 апреля на сайте Правительства появилась информация о том, что постановлением № 312 от 2 апреля 2015 г. определены новые единицы тарификации и предельные максимальные тарифы для универсальных услуг связи (УУС). На всей территории России тариф на подключение абонентских устройств к интернету через точки доступа УУС определен в 1,5 руб. в сутки, т. е. 45 руб. в месяц. 
По данным очередного ежегодного исследования развития интернета в России, которое провел Яндекс, на Дальнем Востоке самый «дешевый» тариф на фиксированный ШПД как и год назад составляет 600 руб. в месяц при скорости доступа до 4 Мбит/с. А самый доступный по цене фиксированный интернет – в Москве и С.-Петербурге, где примерно за 300 руб. в месяц можно использовать канал до 20 Мбит/с.
В мобильном доступе лидируют регионы Приволжья – 250 руб. в месяц за 500 Гбайт, а самый дорогой мобильный доступ снова на Дальнем Востоке – не менее 500 руб. за 400 Гбайт в месяц.
Как видим, тарифы на подключение к точкам доступа УУС в 6 — 13 раз ниже, чем тарифы действующих операторов связи. Скоро они появятся в малых поселениях с числом жителей до 500 человек, и тогда «цифровое неравенство» ощутят жители городов! 
Напомним, с 18 февраля 2014 г. ФСТ на год отменила ценовое регулирование тарифов местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи Ростелекома и Таттелекома. Пилотный проект проводился на территории Московской области и в 37 муниципальных образований в 36 регионах. 
В феврале 2015 г. пилот завершился, по его результатам ФСТ должно подготовить предложения о том, как можно усовершенствовать госрегулирование тарифов. По данным Ростелекома, с начала пилота изменилась только стоимость предоставления местных телефонных соединений – в среднем она увеличилась на 6,6 %. 
Как видим, даже монополист связи в условиях жесткой конкуренции и постоянного оттока абонентов не может завышать тарифы, и отказ от госрегулирования может дать компании возможность гибко и оперативно реагировать на поведение рынка.
ФСТ вводит регулирование тарифов и на Крымском полуострове. Служба уже установила (с 1 февраля) тарифы на услугу связи для целей эфирной аналоговой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, которую оказывает РТРС. А приказ об утверждении тарифов на услуги общедоступной электросвязи на территории Крыма правление ФСТ планирует рассмотреть до конца апреля и распространить их на ООО «Миранда-медиа» и ГУП «Севтелеком», которые, по словам представителей ФСТ, уже значатся в Реестре субъектов естественных монополий в области связи в Крыму. 
Заметим, в представленной в ЕМИСС статотчетности Минкомсвязи нет никаких данных по Крыму. Неужели у ФАС они уже есть, и служба сумела определить долю этих компаний на рынке связи Крыма, достаточную для зачисления их в реестр монополистов? А если Миранда-медиа была включена в реестр как 100-процентная дочка Ростелекома, то это основание вскоре исчезнет. Госоператор намерен продать свой контрольный пакет в компании «Миранда-медиа». Почти 80 % долей в Миранде-медиа оценены еще осенью прошлого года (компанией «Евроэксперт») примерно в 250 тыс. руб. 
В Москве, судя по всему, завершилась дискуссия о демонтаже воздушных линий связи и переводе их под землю. Мэр Москвы Сергей Собянин в письме к главе ФАС Игорю Артемьеву заверил его, что московские власти будут строго придерживаться законодательства и не станут демонтировать воздушные линии связи без согласия операторов связи, сообщили в прошлый понедельник Ведомости. Принудительная ликвидация ждет только бесхозные кабели.
В декабре 2014 г. Москва объявила конкурсы на проектно-изыскательские работы по благоустройству улиц. РСВО попросило ФАС проверить их условия, поскольку среди прочего они предполагали, что победитель должен будет спроектировать перенос воздушных линий в подземную канализацию. Служба направила запросы организаторам конкурсов, и те заверили ее, что ликвидировать кабели, не получив от операторов технических условий их переноса под землю, не планируется. 
На форуме «Телеком 2015. Точки изменений» гендиректор РСВО Вячеслав Иванюк заявил, что окончательное решение по проекту «Городской Wi-Fi» будет принято до 1 августа 2015 г. По его словам, одним из вероятных пунктов пересмотра проекта может стать «переезд» проекта из Москвы в С.-Петербург. 
Проект предполагал полное покрытие территории Москвы сетями Wi-Fi к 2021 г. Уже к концу 2015 г. должны быть построены 3800 точек доступа в Центральном округе столицы, а в 2019 г. их число должно превысить 20000. Но в конце прошлого года РСВО объявило о замораживании проекта из-за падения рубля и вызванным этим ростом затрат на закупку иностранного оборудования. 
Заметим, судя по годовому отчету МГТС, оптика компании уже охватила более 3,5 млн. домохозяйств столицы — почти в два раза больше, чем годом ранее, и сервисами оптической сети пользуются уже свыше 1,1 млн. абонентов. 
В большинстве случаев абоненты подключаются к оптическому доступу через Wi-Fi, т. е. в Москве уже действует около миллиона непубличных точек. Но ничто не мешает МГТС подключить к своей оптической сети еще одну-две сотню тысяч публичных хот-спотов. Ой, извините, мешает «матушка»-МТС, которая в этом случае недополучит примерно половину доходов от услуг мобильного интернета в столице.

Возврат к списку