В вашей корзине
(пусто)
 

Интернет не людей

Интернет не людей
14 Июн 16
14 Июня 2016, 11:48
Прошедшая неделя была насыщена сообщениями, касающимися развития Интернета вещей. Как идет его развитие в России стало основной темой IoT Summit Russia, который организовало НП РУССОФТ в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в С.-Петербурге.
Напомним, Интернет вещей (IoT, Internet of Things) — это концепция вычислительной сети материальных объектов, оснащенных технологиями взаимодействия друг с другом или с внешней средой, которая исключает из части действий и операций таких объектов необходимость участия человека.
Наполнение концепции IoT технологическим содержанием и внедрение практических решений, начиная с 2010 годов, считается основным трендом ИКТ. Мир находится на пороге четвертой промышленной революции — внедрении киберфизических систем и технологий Интернета вещей, полагают многие эксперты.
По оценкам Ericsson, с 2015 по 2021 гг. ежегодно число IoT-подключений в мире будет прирастать на 23 %, и в 2021 г. из 28 млрд. подключенных устройств 16 млрд. будут приходиться на IoT.
В России IoT только набирает обороты. По данным агентства iKS-Consulting, у нас в стране к концу 2015 г. около 8 млн. SIM-карт использовалось для М2М-соединений, а к концу текущего года их количество вырастет до 9,7 млн., т. е. М2М не достигает и 5 % от общего количества SIM-карт. По оценке агентства, в России в ближайшие годы количество телематических устройств совершенно точно не превысит число смартфонов.
Россия входит в десятку самых крупных экономик, но занимает лишь 53 место по конкурентоспособности, и «Интернет вещей — последний шанс для российского бизнеса выйти в мировые лидеры», — заявил международный эксперт по маркетингу и стратегии Гарретт Джонстон на Мировом экономическом форуме в Давосе.
Сегодня, когда миллионы различных устройств оснащены возможностью выхода в Интернет, компании могут получать и анализировать все больше информации, в том числе той, что раньше не представлялось возможным получить. С помощью аналитических данных и технологий Интернета вещей компании смогут совершенствовать свои операции и разрабатывать новые бизнес-модели и услуги. Технологии IoT позволят вывести бизнес на совершенно новый уровень эффективности, подчеркнул в своем выступлении на IoT Summit Russia глава Ассоциации разработчиков и пользователей Tizen.Ru Андрей Тихонов.
Среди факторов, тормозящих использование IoT, эксперты называют экономию средств в сегодняшних рыночных реалиях, вопросы безопасности, нехватку кадров и отечественных разработок.
Впрочем, не все так плохо. Совокупные доходы от проектов в области IoT в России за 2015 г. составили 3,5 млрд. долл., а к 2018 г. вырастут до 5,7 млрд., отметил руководитель направления облачных технологий IDC Russia Алексей Федоров на февральской конференции IDC IOT Forum. Он привел несколько примеров использования технологий Интернета вещей в нашей стране: систему Северстали, которая отслеживает массу и передвижение грузов, маршруты погрузчиков; Lada Vesta — первый серийный автомобиль, работающий в системе «ЭРА-ГЛОНАСС»; разработки КАМАЗа по созданию беспилотного и «умного» автомобиля, подключенного к Интернету; систему МОЭСК, позволяющую через Интернет, снимать показания о расходе тепловой энергии в жилых домах Москвы и прогнозировать возможные поломки; Центр удаленного мониторинга состояния промышленного и энергетического оборудования компании «Ротек». Есть наработки IoT для сельского хозяйства, финансов, медицины и, конечно, для телекоммуникаций. Например, компании Google разрабатывает технологии Интернета вещей для оптимизации работы ЦОДов.
Директор фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» Марина Липецкая в своем выступлении на IoT Summit Russia сфокусировалась на вопросе государственной политики в сфере ИТ. Задачей для Евразийской экономической комиссии является создание общих рамочных представлений о цифровой экономике и ее показателей на евразийском уровне. Сроки весьма жесткие: к концу года необходимо иметь рамочные представления о том, как должна развиваться цифровая экономика и промышленный Интернет в ЕврАзЭС. Но даже общей повестки по этому вопросу пока нет. Нет и институтов, которые призваны разработать политику, стратегию, концепции и подходы в области цифровой экономики и промышленного Интернета, призналась М. Липецкая.
А масштаб задачи грандиозен. Насколько крупными должны быть изменения, чтобы произошла цифровая революция? В Китае, например, это 100 «умных» городов, а в Корее — 70 тестовых полигонов. Так что обойтись двумя-тремя проектами невозможно, нужен размах, но такой, чтобы избежать бессмысленных трат ресурсов. Необходимо выполнять проекты комплексно, стремясь понять, в каких сегментах у России наблюдается технологическое лидерство, а на каких рынках государству необходимо стимулировать спрос. Еще дно направление – это бизнес-модели. В парадигме промышленного интернета появляются новые типы бизнеса, новые схемы монетизации, меняется бизнес-ландшафт в целом.
Не менее важно создать законодательную базу IoT, которая описывала бы и ответственность за ненадежное предоставление IoT-услуг. Управляющий партнер компании Dentons в С.-Петербурге Виктор Наумов напомнил: юриспруденция по своей природе инерционна и отстает от реалий, что иногда приводит к казусам. Среди очевидных проблем Интернета вещей он назвал то, что зачастую пользователь не знает, какая информация в системе присутствует и как она обрабатывается. Необходимо, чтобы у человека была возможность отказаться от действий, выполняемых в рамках IoT.
Гендиректор SAP Labs CIS Андрей Биветски среди первоочередных проблем в области IoT упомянул отсутствие не только правовой базы, но и стандартов, бизнес-моделей для монетизации решений и помощи правительства.
Он также сообщил об открытии компанией российского центра «Интернета вещей» (уже действуют в Германии, Франции и Японии). Ожидается, что центр станет площадкой для взаимодействия по вопросам развития Интернета вещей и базой для развития соответствующих стартапов. SAP Labs намерена сопровождать независимых разработчиков на всем жизненном цикле проекта: от появления идеи до создания прототипа и вывода его на рынок. Только крупных проектов в области Интернета вещей у SAP по всему миру запущено уже больше 50. В СНГ действуют также несколько проектов в области IoT, а к концу года их планируется увеличить вдвое.
Еще один отраслевой полигон для тестирования пилотных проектов в сфере Интернета вещей создадут Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Иннополис. Соответствующее соглашение было подписано на конференции «Цифровая индустрия промышленности России». Зрелые и молодые проекты ФРИИ смогут проверить работоспособность своих продуктов и технологий в реальных условиях, встроившись в повседневные процессы и задачи города Иннополис. Первыми такую возможность получат команды с решениями в области «умного» города (Smart City). Для этих целей проекты могут получить дополнительные инвестиции от ФРИИ. Всего в направление IoT ФРИИ планирует инвестировать 500 млн. руб.
Телекоммуникационных проблем в развитии IoT аналитики пока не видят. В 2020 г. доля M2M-модулей среди всех сетевых устройств в России составит 52 %, но генерировать они будут всего 3,6 % IP-трафика, прогнозирует Cisco в ежегодном исследовании Visual Networking Index 2015 — 2020. При этом IP-трафик с 2015 по 2020 гг. утроится, а мобильный трафик вырастет восьмикратно. В среднем скорость фиксированного ШПД за 5 лет увеличится в 1,8 раза, с 28 до 50,4 Мбит/с, а мобильного соединения — втрое и в 2020 г. достигнет 9 Мбит/с.
Но в целом профессиональное ИТ-сообщество не понимает, как вести бизнес завтра в условиях усиления госрегулирования интернет-доступа. Такое мнение в эфире интернет-канала «Фонтанка.Офис» высказал учредитель ассоциации комьюнити-менеджмента Федор Скуратов. Не так давно у IT-рынка вроде бы появилось «представительство» во власти в лице Германа Клименко, ставшего советником президента по интернет-технологиям, однако диалог пока не состоялся, считает Ф. Скуратов.
Напомним, Минкомсвязи разработало законопроект «Об автономной системе интернет». По данным Ведомостей, этот комплекс поправок дополнит законы «О связи» и «Об информации...» разделом «Регулирование российской части сети интернет», который предоставит государству исключительное право регулировать всю критически важную инфраструктуру интернета в России – национальные домены .ru и .рф, точки обмена трафиком, сети связи, а также «государственную информационную систему обеспечения устойчивости сети».
А на прошлой неделе Госдума приняла две новые законодательные новации в этой сфере.
Дабы «противодействовать распространению в Интернете фальсифицированной информации» был принят закон, вводящий требования в отношении новостных агрегаторов, аудитория которых составляет более 1 млн. пользователей в сутки. Закон вводит внесудебные меры по пресечению распространения недостоверной информации по жалобе уполномоченных органов, но освободил агрегаторов от обязанности проверять достоверность информации СМИ и от ответственности за распространение недостоверной информации СМИ в случае ее дословного цитирования. После внесения поправок владельцем новостного агрегатора могут быть любые российские юрлица либо гражданине РФ.
Неисполнение новостным агрегатором обязанности хранить в течение шести месяцев новостную информацию, сведения об ее источнике и сроках распространения влечет наложение административного штрафа, а также предписаний Роскомнадзора о прекращении распространения новостной информации.
Во втором чтении Госдума приняла законопроект, согласно которому иностранные компании должны будут платить НДС в размере 18 % за продажу российским пользователям прав доступа к базам данных, программного обеспечения, игр, музыки, книг, видео и другого электронного контента. Законопроект не распространяется на реализацию программ на материальных носителях, предоставление доступа в интернет и консультационные услуги по электронной почте.

Возврат к списку