В вашей корзине
(пусто)
 

Иждивенцы в сети

10 Ноя 15
10 Ноября 2015, 16:34
Население Земли — 7,3 млрд. человек. К 2020 г. примерно у 6 млрд. будет свой смартфон, однако многие не используют этот революционный гаджет для выхода в интернет.
Возможно, вы никогда не слышали о Jana, но для миллионов человек в развивающемся мире это слово ассоциируется с бесплатным купоном на вход в интернет с мобильного устройства. Например, индиец — пользователь приложения mCent — может получить в награду мобильный трафик на 13 рупий, если скачает приложение-чат Line и зарегистрируется в нем, или контент на 28 рупий — за регистрацию в музыкальном сервисе Saavn. Бесплатный интернет они могут использовать для поиска работы или просто для интернет-серфинга.
Line и Saavn платят за них, и Jana получает свою долю. Но помимо зарабатывания денег ее цель — дать возможность миллионам людей в развивающемся мире подключаться к интернету бесплатно.
Звучит невероятно, но у mCent благодаря долгосрочным партнерским отношениям с 311 мобильными операторами в 93 странах мира менее чем за год появилось 30 млн. пользователей.
Успех Jana обусловлен тем, что она использует дисбаланс, сложившийся на развивающихся рынках: цена мобильных устройств резко снизилась, а тарифы на передачу данных, в нарушение закона Мура, — нет.
Индийцы могут купить смартфон всего за 40 долл., но при этом средний месячный счет за мобильную связь сравнительно дорог — 7 долл., и примерно половина этой суммы уплачивается за интернет-трафик. Тарифы на передачу данных в Индии по западным меркам дешевы, около 4 долл. за гигабайт трафика 3G (для сравнения: у Verizon в США гигабайт может стоить до 20 долл.), но для местных жителей, минимальная зарплата которых составляет 0,2 долл. в час, это серьезная статья расхода.
Плата за мобильный трафик достигает 10 % средней зарплаты в Бразилии и более трети дохода жителя какой-нибудь африканской страны, в то время как в США соответствующие расходы составляют всего 1 – 2 % зарплаты (по данным Международного союза электросвязи). Результат: только 57 % владельцев смартфонов в Индии активизируют опцию соединения с интернетом, а те, кто это делает, потребляют в среднем 80 Мб (американцы — в 10 раз больше).
В Йоханнесбурге, например, подростки на выходных собираются в крупных моллах вовсе не для того, чтобы покупать, а чтобы подключаться к бесплатному Wi-Fi.
Установка новых сотовых вышек увеличивает охват связи. Однако предоставление услуг сотовой связи в развивающихся странах — низкомаржинальный и очень конкурентный бизнес, и по мере подключения все большего числа бедных людей к сетям средняя выручка телеком-оператора от одного абонента зачастую еще и снижается.
Это создает проблемы для крупных интернет-компаний, таких как Facebook, Twitter и Google, которые должны думать о том, как «обслужить» рекламой потребности новых, изголодавшихся по сети пользователей.
Project Loon от Google и Internet.org от Facebook включают в себя в том числе и планы распространять Wi-Fi в развивающихся странах с высотных воздушных шаров и дронов, но тестовые полеты еще только начались и пройдут годы, прежде чем гигантские компании получат ощутимую отдачу от этих проектов. Быстрое и «грязное» решение — соглашение с операторами сетей связи о распространении бесплатных пакетов трафика, когда интернет-компании покрывают стоимость доступа к своим сайтам. Об этом пишет сегодня Forbes.
Facebook, Google и WhatsApp несколько лет назад первыми предложили «обкорнанные» сервисы вроде Facebook Zero (текстовая версия Фейсбука без фотографий), а Google запустила спонсорскую программу с целью повысить привлекательность приложений под Android. Это спорные решения, поскольку предполагает нечестную конкуренцию приложений от гигантов отрасли, которые могут оплатить абоненту интернет-трафик, с приложениями от более мелких компаний, которые не имеют такой возможности.
Да и конечный потребитель в результате получает искаженное представление об интернете. Как показало исследование, проведенное по заказу сайта Quartz в начале 2015 г., примерно 11 % индонезийцев, признавших, что пользовались Facebook Zero, не поняли даже, что при этом они пользовались и интернетом тоже. Индийские активисты подвергли атаке Internet.org от Facebook, который, по их мнению, предоставляя бесплатный доступ к избранным сайтам, дает людям превратное представление об открытом вебе.
Jana настаивает, что никак не посягает на нейтральность всемирной сети, поскольку пользователи mCent, войдя в интернет по бесплатному купону, получают равный доступ ко всем сайтам, возможность смотреть любое видео и скачать любое приложение.
Однако столь быстрый рост Jana придает Google, Facebook и местным операторам связи уверенности в том, что с их подарочными пакетами все в порядке и спорить тут не о чем.

Возврат к списку