В вашей корзине
(пусто)
 

Новации Яровой-Озерова стали законом

11 Июл 16
11 Июля 2016, 11:37
Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», сообщило ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
В этом пакете антитеррористических законов, в частности, содержатся поправки к закону «О связи», которые обязывают операторов хранить информацию о фактах телефонных соединений 3 года, а содержание всех соединений — 6 месяцев, а организаторов распространения информации в сети Интернет хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки всех электронных сообщений в течение 1 года, а их содержание — до 6 месяцев.
Если организатор распространения информации использовал дополнительное кодирование электронных сообщений или такая возможность предоставлялась пользователям, то организатор обязан представлять информацию, необходимую для декодирования, в федеральный орган, обеспечивающий безопасность государства.
Установлена административная ответственность операторов связи за несоблюдение порядка идентификации абонентов, а также административная ответственность организаторов распространения информации в сети Интернет за непредставление информации, необходимой для декодирования.
В Законе о транспортно-экспедиционной деятельности закреплено, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации, после чего отразить ее в договоре. За невыполнение этих обязанностей установлена административная ответственность.
Бизнес до последнего надеялся, что Владимир Путин наложит вето на закон и не станет его принимать. Однако Президент всего лишь поручил правительству следить за его исполнением и при необходимости «минимизировать возможные риски», которые связаны с расходами компаний.
Закон вступит в силу с 20 июля 2016 г. С этого дня операторы и интернет-компании будут обязаны предоставлять спецслужбам все необходимые данные для расшифровки пользовательского трафика.
Одновременно Президент Владимир Путин дал ряд поручений правительству. В частности, кабинет министров должен совместно с ФСБ подготовить проекты нормативных актов, «направленных на минимизацию рисков, связанных с применением данного закона». Необходимо будет уточнить полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти в связи с применением положений данного закона и «уточнить этапы применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических требований хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие закона, с учетом необходимости применения отечественного оборудования».
ФСБ должна будет разработать и ввести «реестр организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования».
Также необходимо будет обратить внимание на применение норм закона об ответственности за использование на сетях связи и в Интернете несертифицированных средств кодирования (шифрования) и о прекращении оказания услуг связи в случае отсутствия подтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах. Эти поручения необходимо будет выполнить до 1 ноября 2016 г.
В срок до 1 сентября 2016 г. Минпромторг совместно с Минкомсвязи должны будут проанализировать и представить предложения о возможностях, сроках и объемах финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного ПО, необходимого для хранения и обработки информации всех видов сообщений, передаваемых пользователями сети Интернет, и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в России.
К 20 июля 2016 г. ФСБ должна утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования спецслужбам.
Данный законопроект вызвал шквал критики со стороны операторов связи и интернет-компаний. Операторы сообщали, что для выполнения предписаний закона придется создать системы управления и поиска данных, идентификации сообщений и провести глобальную модернизацию сетей связи, на что потребуется 2,2 трлн. руб. Это сделает их бизнес убыточным, лишит государство поступлений в виде налога на прибыль, заморозит все инвестиционные программы, а для абонентов обернется кратным ростом тарифов. Причем реализовать требования по хранению данных будет трудно технологически, так как такого оборудования и программного обеспечения еще не существует. Руководители компаний «большой четверки» просили спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко отклонить законопроект.
Представители Mail.ru Group и Яндекса указывали, что при шифровании сообщений ключи хранятся у самих пользователей и не могут быть переданы властям, к тому же иностранные компании не могут выполнять эти требования (как и сейчас иностранные интернет-компании не регистрируются в Реестре организаторов распространения информации).
Недовольство высказывали и в правительстве. Министр связи Николай Никифоров говорил, что Госдума не учла большинство замечаний кабинета министров, и закон в таком виде окажет негативное влияние на отрасль. Кроме того, Н. Никифоров говорил и о другом требовании — обязать Почту России проверять отправления с помощью специального оборудования (рентгенотелевизионных и радиоскопических установок, стационарных, переносных и ручных металлодетекторов, газоаналитической и химической аппаратуры) на предмет наличия в них запрещенных веществ. Затраты на выполнение этих требований превысят выручку Почты России, предупреждал Н. Никифоров.
После подписания закона Президентом Николай Никифоров заявил в своем аккаунте в Twitter, что позиция Минкомсвязи «была услышана».

Возврат к списку