В вашей корзине
(пусто)
 

О доходах и тарифах

О доходах и тарифах
25 Май 15
25 Мая 2015, 10:41
Прошедшая неделя была богата информацией и мероприятиями: игроки рынка два дня обсуждали состояние и будущее сотовой связи на Wireless Russia Forum, ЭР-телеком презентовал прирост выручки Дом.ru Бизнес на 30 %. Но об этом мы уже сообщали и еще напишем, а пока прокомментируем квартальные «успехи» крупнейших операторов связи и эффективность регуляторных новаций. 
Напомним, экономика России в I квартале сократилась на 1,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (по оценкам Росстата), и опубликованные на прошлой неделе квартальные отчеты операторов отразили кризисную экономическую ситуацию в стране. 
Консолидированная выручка группы Ростелекома по МСФО за I квартал 2015 г. составила 71,7 млрд. руб. или на 1,2 % меньше, чем годом ранее, а чистая прибыль сократилась на 16,8 %, до 2,1 млрд. Выручка самого Ростелекома (по РСБУ) упала на 6,5 %, до 68,5 млрд. руб., а чистая прибыль — в 2,6 раза, до 4,2 млрд. руб. 
Основной вклад в падение выручки внесло сокращение количества абонентов местной телефонной связи: с 26 до 23,7 млн., а выручки от услуг телефонии — на 10 %, до 25,8 млрд. руб. 
Результаты сотовой «большой тройки» оказались “повеселее”.
В I квартале 2015 г. консолидированная выручка МТС по МСФО в России выросла на 3,6 %, до 90,4 млрд. руб., показатель OIBDA прибавил 0,9 %, достигнув 38,2 млрд. руб., рентабельность по OIBDA составила 42,2 %.
Билайн объявил результаты на неделю раньше. Его выручка увеличилась год к году на 0,2 %, до 66,3 млрд. руб. При этом выручка в его мобильном сегменте сократилась на 0,5 % год к году, до 52,1 млрд. руб., а рост общей выручки был обусловлен возросшими продажами устройств и повышением выручки от фиксированных услуг на 0,2 %, до 12,2 млрд. руб. 
Только МегаФон объявил о снижении консолидированной выручки на 1,2 %, до 73,98 млрд. руб., при этом чистая прибыль выросла на 2,4 %, до 7,4 млрд. руб.
В общем же, результаты не очень “веселые”.
Теперь напомним об исполнении обещания главы Минкомсвязи Николая Никифорова — перевести распределение частот из формата тендеров в формат открытых аукционов. Правда, «Решение о проведении открытых торгов в форме аукциона на право получения лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра в полосах радиочастот 1710 — 1785 МГц и 1805 — 1880 МГц» министр утвердил через 2 года после первого обещания об этом. 
В числе девяти регионов, на которые по результатам торгов выигравшие выкупят право на лицензии, — республики Бурятия, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия-Алания, Пермский и Ставропольский края, Амурская, Оренбургская и Самарская области. Стартовая стоимость лотов в зависимости от региона и ширины полос частот составит от 0,5 до 240,4 млн. руб., а в целом министерство надеется получить не менее 1 млрд. руб. Аукционы должны быть проведены в сентябре 2015 г.
Заметим, право получить на 10 лет лицензии — это не то же самое, что право на использование частот. Как и всем остальным операторам за использование указанных в Решении частот победителям придется платить. К тому же, в некоторых регионах на этих частотах еще действуют сети MMDS, и победителям придется договариваться с операторами этих сетей о компенсациях. Так что далеко не все операторы пойдут ва-банк, чтобы получить лишь право на получение этих лицензий.
Далеко не все регуляторные новации, которые появились после прихода нового министра, оправдали надежды. Например, за полтора года действия разрекламированной новации MNP от 1 декабря 2013 г. избавиться от «мобильного рабства» захотели лишь 0,7 % абонентов сотовых сетей, в то время как все предсказывали, что это будет не менее 3 % аудитории. Число перенесенных номеров и того меньше — всего 1 391 792 номеров (по состоянию на 9:00 21 мая) или менее 0,5 % всей абонентской базы.
Примерно тот же показатель востребованности и у поправок в Закон «О связи», которые позволили абонентам требовать от оператора открыть для оплаты контента отдельный счет, чтобы иметь дополнительный инструмент контроля за расходами. Этот инструмент заработал более года назад (1 мая 2014 г.). Как следует из приведенной Роскомнадзором на прошлой неделе статистики, такие спецсчета открыли только 1,6 млн. абонентов, то есть немногим больше 0,6 % всей сотовой аудитории. Этой возможностью воспользовались: 541 абонент МТС, 349 463 абонента МегаФона и 1,303 млн. абонентов ВымпелКома (имеет наибольшую долю российского рынка мобильного контента). При этом ужесточение правил покупки мобильного контента привело к тому, что доходы от контент-услуг в 2014 г. снизились год к году на 20 %, до 48,9 млрд. руб.
На прошлой неделе Федеральная служба по тарифам (ФСТ) объявила о приказе, который разрешает операторам с 1 июня повысить тарифы телефонии, в том числе МГТС — на 3,5 %.
Стоимость самого популярного у абонентов МГТС безлимитного тарифного плана, включающего неограниченный объем телефонных соединений, проиндексирована на 12 руб. (3,1 %), до 499 руб. в месяц; плата за базовый объем местных телефонных соединений при комбинированном тарифном плане — с 410 до 429 руб. в месяц, стоимость минуты вырастет на 11 %, при повременной системе оплаты с 0,54 до 0,6 руб., а при комбинированном тарифе сверх входящих в него 400 мин. — с 0,52 до 0,58 руб. 
Стоимость предоставления абонентам-физлицам в пользование абонентской линии останется неизменной и составит 205 руб. в месяц. 
Заметим, МГТС переходит на GPON, и ее ответственность завершается на конце волокна, где устанавливается ОNT (Optical Network Terminal) обычно с Wi-Fi. ОNT и преобразовывает оптический цифровой сигнал в электрический, а затем телефон, принадлежащий абоненту, преобразует его в звуки. То есть фактически при подключении абонента по волокну до домохозяйства идет передача данных, и вместо услуг телефонной связи (местной или дальней) абоненту фактически предоставляются «услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации» (ПДГИ). 
С точки зрения качества услуги, все в порядке – оно вполне на высоте. Но, интересно, распространяются ли приказы ФСТ об индексации телефонных тарифов и на абонентов, подключенных по GPON? Тут и ФСТ, и операторам, и абонентам есть над чем подумать. 
ФСТ, вернувшись к регулированию тарифов на местную телефонию, регулирует то, чего с каждым днем становится все меньше. Например, аудитория телефонии от Ростелекома сокращается уже на 9 % в год, и рост регулируемых тарифов фиксированной телефонии при наличии опций бесплатных разговоров у сотовых операторов, наверняка, играет в этом не последнюю роль. 
Операторы всегда могут отказаться от применения предельных тарифов ФСТ для абонентов GPON и устанавливать цены на голосовую связь как тарифы на ПДГИ. 
У абонентов вопросы конкретнее. При переходе на GPON оператор уже не обеспечивает постоянное подключение телефона к узлу связи, затраты на электроэнергию для доставки сигнала перекладываются на плечи абонентов. Посчитаем, что ОNT работает круглые сутки и за месяц потребляет примерно 13 — 14 кВт-часов электричества. Так что при переходе на GPON абоненты-москвичи кроме телефонных разговоров должны еще платить 60 — 65 руб. в месяц за электричество. Может быть ФСТ стоит подумать и снизить на эту сумму месячную плату за предоставление линии?
Примечательной информацией на прошлой неделе поделился Telecom Daily, который провел тестирование по утвержденной Минкомсвязи единой методике качества сотовой связи в Липецке и Тамбове.
По сетям 3G первое место в Липецке занял Билайн со средней скоростью более 5 Мбит/с, на втором месте оказались МТС — 4,7 Мбит/с. У МегаФона и Tele2 средняя скорость составляла менее 3 Мбит/с. По сетям 4G преимущество оказалось тоже на стороне МТС: средняя скорость более 14 против 10 Мбит/с у МегаФона. 
В Тамбове скорости мобильной связи оказались выше. В сетях 3G в Тамбове лидировали МТС и Билайн — 6,4 и 6,3 Мбит/с соответственно. И тут у МегаФона и Tele2 средние скорости были ниже — 3,1 и 2,5 Мбит/с. В сетях LTE и быстрее всех оказались МТС: средняя скорость более 15,5 Мбит/с. На втором месте Билайн (10 Мбит/с), а на третьем – МегаФон (7,8 Мбит/с).
Мобильники проникают в нашу жизнь все активнее. Но, оказывается, зависимость от мобильной связи ведет и к плохим последствиям. Так, в США с мобильными телефонами так или иначе связаны 27 % всех автоаварий за 2014 г., произошедших на дороге. Как отмечено в исследовании Национального совета безопасности США, 61 % опрошенных водителей признались, что набирают за рулем SMS, 22 % проверяют социальные сети каждую минуту (!) и не могут перестать делать это даже за рулем, 33 % водителей пользуются за рулем электронной почтой, 28 % – интернет-браузером, 27 % делают селфи, а 14 % отправляют фотографии в Instagram.
Некоторые аналитики говорят о том, что победить подобное мобильное рабство уже невозможно, и единственный способ снизить вызванную им аварийность – внедрять самоуправляемые автомобили.

Возврат к списку