В вашей корзине
(пусто)
 

Перспективы-2016

26 Янв 16
26 Января 2016, 09:04
Телекоммуникационный бизнес переживает сложный этап: спрос на традиционные услуги продолжает снижаться, как следствие – операторы теряют доходы. Одни игроки объясняют это ухудшением экономической ситуации, другие связывают явление с глобальной трансформацией рынка связи. Об этом пишет IT Weekly Ru.
Аналитики уже не первый год отмечают тенденцию отказа абонентов от стационарных телефонов в пользу мобильных ввиду повсеместной доступности сотовой связи, а также снижения стоимости голосовых услуг в сетях мобильной связи и развития пакетных тарифов с предоплаченными минутами разговора. Однако этот тренд постепенно дополняется другим: по данным исследовательской компании Deloitte, в 2016 г. более четверти всех владельцев смартфонов в странах с высоким уровнем проникновения Интернета будут пользоваться традиционной мобильной связью реже одного раза в неделю. То есть привычные голосовые звонки (а также обмен короткими сообщениями в сетях мобильной связи) уступают позиции интернет-коммуникациям посредством всевозможных мобильных приложений, включая социальные сети, онлайн-мессенджеры и приложения для голосовой и видеосвязи поверх интернет-сетей. В некоторых странах операторы мобильной связи в процессе конкурентной борьбы друг с другом и с альтернативными способами онлайн-коммуникаций уже вынуждены предоставлять голосовые и SMS-услуги бесплатно – просто для того, чтобы удержать абонентов. В результате их выручка постепенно сокращается.
Общемировые тенденции в телекоме находят отражение и на российском рынке. За 2014 г. отечественные операторы мобильной связи недополучили из-за изменения спроса в пользу онлайн-коммуникаций примерно 2 % годовой выручки или около 20 млрд. руб. И это при том, что совокупная абонентская база мобильных операторов в 2014 г. выросла всего на 2 млн.
Одним из драйверов трансформации рынка операторы называют спад в экономике.
Однако большинство российских операторов не согласны, что главным источником их бед является экономический спад. Не надо путать экономический кризис с кризисом традиционных коммуникаций. В каждой отрасли существует так называемый излом времен: период в полтора-два года, по истечении которого на рынке происходят необратимые перемены и наступает «точка невозврата», после чего традиционный уклад меняется и по-прежнему уже никогда не будет.
На рынке фиксированной связи этот период начался в середине 2014 г., а сейчас стрелки бесповоротно перевели нас в другую эпоху. Модели потребления домашнего интернет-доступа, платного телевидения, телефонии кардинально изменились. Пользователи стали более мобильными и требовательными, абсолютному большинству нужно постоянно быть онлайн. Телевизор больше не является единственным экраном для получения контента, а домашний телефон все чаще служит лишь для того, чтобы найти в квартире мобильник. Набор услуг, который в течение десятилетия был привычным для всех, в последние годы претерпел ощутимые изменения. Абоненты все чаще прибегают к возможностям мобильного Интернета, поэтому объем трафика в сетях операторов стремительно растет. Однако традиционные сервисы операторов связи никуда не уйдут, а будут трансформироваться во что-то иное. Например, на смену аналоговому кабельному телевидению уже приходят интерактивные ОТТ сервисы, которыми можно пользоваться везде, где есть интернет-доступ. Некоторые операторы отмечают, что классический телеком может сжаться до уровня транспортной инфраструктуры, обслуживающей других игроков рынка, например провайдеров OTT сервисов. С учетом того, что телефония все активнее мигрирует в IP, мобильные операторы задумываются о переходе на VoLTE.
Зарабатывать на привычных услугах все сложнее, и операторы связи пристально изучают возможности дополнительного дохода за рамками своего бизнеса. Поэтому можно ожидать, что 2016 г. будет полон событий, связанных с развитием новых направлений операторских услуг, и в первую очередь всевозможных OTT сервисов. В частности, Ростелеком уже объявил открытый конкурс на создание ОТТ продукта, нацеленного на удержание абонентов услуги фиксированной телефонии. Разработчик, который удовлетворит запросам национального чемпиона, сможет заработать на этом 47,1 млн. руб.
Под занавес 2015 г. свой OTT проект запустили и МТС. Приложение MTS Connect предназначено для звонков и сообщений на базе стандарта RCS (Rich Communication Suite). Оператор позиционирует свое детище как альтернативу Viber, WhatsApp и Skype: решение позволяет звонить по телефону, обмениваться личными сообщениями, передавать файлы через мобильный интернет-доступ или сеть Wi-Fi и уже доступно для скачивания в Google Play и App Store. Правда, пока им могут воспользоваться только москвичи, но вскоре обещают порадовать и другие регионы.
Взаимоотношения между традиционными операторами связи и OTT провайдерами пока развиваются по пути конкуренции. Однако ситуация может измениться, если отраслевой регулятор сдержит обещание и создаст нормативную базу, определяющую порядок и правила работы OTT сервисов (пока что законодательство не охватывает этот сегмент).
Раньше, на заре формирования телеком-рынка, операторы делали ставку на количество подключений, что было оправдано, поскольку бизнес-модель игроков не была ориентирована на долгосрочные отношения с клиентами. Теперь, когда период бурного роста прошел и рынок вступил в стадию зрелости, риторика сместилась в плоскость качества.
Проблемы клиента должны решаться быстро: он должен иметь возможность получить сервис или ответ на свой вопрос через любой удобный канал связи — будь то прогулка в сервисный центр, звонок в контакт-центр, мобильные приложения, социальные сети или личный кабинет. Лояльный абонент приносит больше дохода. К этой стратегии рано или поздно придут все провайдеры. То, что происходит сейчас в отрасли, можно кратко охарактеризовать формулой «больше услуг за меньшие деньги».

Возврат к списку