В вашей корзине
(пусто)
 

События недели

2 Мар 15
2 Марта 2015, 08:53

26 февраля 2015 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров на заседании Правительства рассказал об усилиях министерства по искоренению «цифрового неравенства» в России. По его словам, хотя доступность ШПД за два года выросла с 48 до 58,3 %, а в городах уже 95 %, то на селе проникновение всего 20 %. В малых поселениях нет быстрого и недорогого интернета, потому что там оператор связи не может окупить свои капзатраты, там нет базовой инфраструктуры и нет магистрального канала связи, хотя бы до райцентра, сказал министр. 
По его мнению, министерству удалось начать комплексную реформу отрасли и заложить основы для дальнейшего многолетнего роста. 
Ее основная составляющая — это реформа универсальных услуг связи (УУС). За деньги резерва универсально обслуживания (РУО), не демонтируя, не разрушая сеть таксофонов, предстоит построить ВОЛС до всех поселений с населением от 250 до 500 жителей (13,8 тыс. поселений). По пути к ним кабель пройдет и через поселения покрупнее. Сегодня это самый крупный в мире проект по строительству линий связи — 215 тыс. км, подчеркнул Н. Никифоров. 
В рамках контракта с Ростелекомом уже согласован план строительства на 2015 – 2018 гг., а 17 февраля в селе Михайловское Костромской области открылась первая точка доступа. Таким образом Минкомсвязи надеется создать наземную инфраструктуру для охвата услугами ШПД 97 % населения страны. 
Вторая составляющая комплексной реформы — это изменение нормативно-правового регулирования с целью обязать операторов охватывать сотовой связью и поселения с численностью от 1 тыс. жителей. Соответствующие нормы уже внесены в решения о предоставление спектра и вносятся в лицензии на предоставление мобильной связи. Стимулировать операторов обеспечивать большее покрытие и более качественную связь должен переход к взиманию платы за спектр не с каждой введенной в эксплуатацию базовой станции (БС), а за всю полосу частот выделенную им на конкретной территории.
Облегчить операторам охват сотовой связью мест, где ее никогда не было, призван принцип технологической нейтральности частот, с помощью которого связь стандарта LTE уже появилась в 19 регионах. А в целом за 2014 г. количество БС LTE выросло в пять раз: с 6,8 до 37 тыс. Еще одним облегчением стала возможность совместного использования БС. МТС и ВымпелКом уже договорились, что инфраструктуры в 36 регионах они будут строить и эксплуатировать вместе. Совместное строительство позволит сэкономить до 25 % капзатрат и до 50 % OPEX. 
Чтобы обеспечить современными услугами связи поселения от 500 до 10 тыс. жителей (там проживает 37 млн. человек), нужны совместные усилия Ростелекома и сотовых операторов. Для осуществления такого подхода предлагается обеспечить работу маломощных БС в отдаленных населенных пунктах по заранее разработанному и согласованному частотно-территориальному плану, а также ускорить внесение поправок в законодательство, разрешающих совместное использование спектра операторами. 
Министр подчеркнул: «мы не тратим ни копейки денег налогоплательщиков, отрасль все финансирует сама» через механизм двух отдельных видов платежей, прямо предусмотренных ст. 23 и 60 закона «О связи». Ст. 60 гласит, что 1,2 % выручки операторы связи страны отчисляют в резерв универсальных услуг (РУО). В год собирается порядка 14 млрд. руб. Законом определено, что это не налоговые платежи, а целевые сборы для решения конкретной задачи устранения цифрового неравенства.
Хотя законодательство вполне однозначно трактует этот вопрос, в реальности все происходит несколько иначе. «Деньги на УУС мы исправно собрали, но вместо решения целевой задачи — строительства оптики в села и поддержки таксофонов — они пошли на другие задачи бюджета». Так, по данным за 2014 г., объем отчислений составил 13,5 млрд. руб., а доведено в расходах — 12,7 млрд. руб., т. е. недополучено более 800 млн. По 2015 г. еще более тревожная ситуация. В плане собрать около 14,5 млрд. руб., но нам уже говорят, что потратить разрешат лишь 11,5 млрд., а 3 млрд. будут перераспределены на другие задачи в рамках общего принципа «единого бюджетного котла». 
Еще один возможный источник поддержки искоренения «цифрового неравенства», — это платежи за радиочастотный спектр. В 2014 г. объем неизрасходованных средств, собираемых операторами за радиочастотный спектр, составил около 7 млрд. руб. Эти 38 % сборов тоже пошли на другие нужды, не предусмотренные законом о связи. За три года объем изъятий из этих целевых статей составил около 20 млрд. руб. 
«Мы считаем, что целевые средства, собранные в рамках отчислений операторов (в РУО), могут и расходоваться только на универсальные услуги связи». «Перенаправление доходов от платы за пользование спектром в РУО и целевое использование этих средств обеспечит своевременное проведение реформы, и современные услуги связи станут доступны для 42 млн. жителей малых населенных пунктов». А если «задним числом, будем менять правила игры», то операторы не смогут реализовать масштабный инфраструктурный проект по обеспечению связью малых населенных пунктов. «Нельзя вторгаться в принципы этого самофинансирования, потому что это просто подорвет основу реформы». 
Предложение Н. Никифорова о сугубо целевом расходовании средств РУО, невзирая на политику экономии госбюджета, нашло поддержку у вице-премьера Аркадия Дворковича и встретило противодействие со стороны министра финансов Антона Силуанова. 
Глава Минфина напомнил, что в текущем году в рамках оптимизации расходов государства происходит общее снижение стоимости работ и услуг — даже в рамках уже заключенных контрактов. Поэтому никакой целесообразности в том, чтобы сделать исключение для проекта Минкомсвязи, он не усматривает. «Учтено 10-процентное сокращение, других сокращений у нас больше нет, поэтому мы считаем, что и на этот расход также можно распространить те принципы, которые мы закладываем в бюджете на текущий год», — заявил А. Силуанов.
Закрывая заседание, премьер Дмитрий Медведев признал правомерность необходимости снижения стоимости контрактов. «Но в то же время я согласен с тем, что нужно посмотреть все-таки, каким образом этот целевой фонд расходуется», — продолжил он. В этой связи Минфину и Минкомсвязи все же было дано поручение изучить возможные варианты финансирования РУО на 2015 г. и на ближайшее будущее.
Изменение социально-экономических условий в стране диктует необходимость пересмотра программ деятельности и операторов связи, и госпредприятий. 
Россвязь еще в декабре начала подготовку антикризисного плана управления предприятиями и организациями на 2015 г., когда глава агентства Олег Духовницкий обозначил основные направления это работы. Начало реализация антикризисных планов предприятий начнется в конце первого квартала после их окончательной защиты на специальной комиссии. Грамотная расстановка акцентов и перераспределение ресурсов позволят Россвязии ее подведомственным предприятиям с минимальными издержками пережить изменившиеся условия.
Госоператор связи Ростелеком уже начал реформировать свою управленческую структуру, используя  сегментные модели и принцип клиентоориентированности. Блок инновационного развития будет расформирован, а его ИТ-направление будет объединено с техническим блоком (как было до того, как компанию возглавил С. Калугин). В компании появится блок управления медийными активами, а руководители трех клиентских блоков (B2C, B2O, и B2B/B2G) станут отвечать не только за продажи, но и за весь цикл разработки продуктов и вывод их на рынок. 
За счет планируемых преобразований Ростелеком намерен устранить дублирующие функции подразделений, сократить управленческий персонал на 15 %, число структурных подразделений с 333 до 287 и увеличить на 19 % число подчиненных на одного руководителя. Ожидается экономия затрат в 4,3 млрд. руб. в год.
Падение курса рубля и рост затрат вынуждают операторов пересматривать свои тарифы. Их подорожание идет практически одновременно у всех крупных операторов. Так, 26 февраля мобильный доступ в Интернет от МТС на некоторых тарифах подорожал с 30 до 50 руб. в сутки, а интернет-опции — с 250 до 350 руб. в месяц. В тот же день повысил цены и Билайн. Говоря о «необходимости компенсации растущих затрат» компания увеличила роуминговые тарифы и поднял стоимость опции «Мой Билайн 2013» до 5 руб. в день. С 27 февраля и Tele2 повысил ряд тарифов, в том числе и на международный и на внутрироссийский роуминг. До этого МегаФон уже поднимал ряд тарифов на голосовую связь и доступ в Интернет в странах СНГ и Европы. А недавно оператор объявил о повышении цен на роуминг в Европе — стоимость минуты выросла в восемь раз — до 49 руб.
Тут же на эти повышения «откликнулась» Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая считает, что даже в сложившейся экономической ситуации у операторов есть возможность не повышать тарифы, а даже снижать цены. В декабре ведомство уже предлагало операторам «большой тройки» снизить тарифы на голосовой международный роуминг в три-четыре раза. То есть ФАС и до последнего повышения цен не была довольна их расценками на роуминг. А теперь, по словам руководителя службы Игоря Артемьева, ФАС начнет расследование и будет стараться добиваться снижения цен на роуминг даже через суд. 
В заключении упомянем нестыковку в цифрах, приведенных департаментом информационных технологий (ДИТ) мэрии Москвы. Как сказал его глава, число абонентов LTE в Москве за 2014 г. выросло на 150 %, до 1,5 млн. 
ДИТ подсчитал эту цифру на основе данных операторов о количестве базовых станций с поддержкой LTE и о динамике трафика мобильного интернета, а также собственных данных о продаже устройств с поддержкой LTE, говорит его представитель Елена Новикова.
Наверное ДИТ Москвы не верит официальной статистике Минкомсвязи. Заглянув в нее, узнаем, что во всей России активная аудитория (те, что воспользовались услугами хотя бы раз за квартал или внесшие абонентскую плату хотя бы за один месяц) всех сетей беспроводного наземного подвижного доступа к сети Интернет (подвижный WiMAX и LTE) на конец III квартала составляла 1,008 млн. активных абонентов. В Москве их насчитали всего 316,5 тыс., так что достигнуть к концу года 1,5 млн. столичная аудитория LTE не могла!


Возврат к списку