В вашей корзине
(пусто)
 

Средства РУО уходят в бюджет

Средства РУО уходят в бюджет
29 Мар 16
29 Марта 2016, 09:53
На прошлой неделе в ЦВК «Экспоцентр» в рамках подготовки к 28-й международной выставке «Связь-2016» журналистам удалось поговорить с главой Минкомсвязи Николаем Никифоровым и узнать много интересного.
Государственные Институты развития за три года вложили в поддержку IT-отрасли РФ 10 млрд. руб., что несопоставимо мало по сравнению с вложениями в ряд других отраслей, приводит РИА «Новости» слова министра. ИТ-отрасль, по сути, является самофинансируемой. Так, недавно государство получило в рамках частотных аукционов около 15 млрд. руб., которые планируется использовать в интересах отрасли, а за счет отчислений операторами 1,2 % выручки в резерв универсального обслуживания (РУО) финансируется проект устранения цифрового неравенства (УЦН).
Однако не все деньги РУО идут на развитие связи. Напомним, задолженность перед Ростелекомом по контрактам на оказание универсальных услуг связи (УУС), заключенным еще до 1 июля 2014 г., составляет 3,6 млрд. руб. В 2015 г. Россвязь собрала в РУО 13,8 млрд. руб. По условиям ее контракта с Ростелекомом оператор должен был получить из них 9,9 млрд. руб., но в бюджете на УУС было предусмотрено чуть более 7,4 млрд. В 2015 г. было запланировано построить точки доступа в 1103 малых поселениях. «На сегодняшний день построено около 1200 точек доступа, и стройка продолжается», — уточнил глава Россвязи Олег Духовницкий.
Глава ведомства озабочен тем, что из ожидаемых в 2016 г. 14,8 млрд. руб. поступлений в РУО почти половина (6,9 млрд.) может пойти на иные цели.
Если из РУО заберут около 7 млрд. руб., это может серьезно сдвинуть сроки реализации программы УЦН. Пока, по словам Н. Никифорова, Ростелеком восполняет недостаток госфинансирования сам. Для этого, госоператор уже взял под достаточно высокий процент 10 млрд. руб. в Фонде национального благосостояния. По планам, к концу 2016 г. таких точки доступа в интернет нужно построить в 2544 поселениях, но сколько их будет по факту — не ясно. Ясно только, что «все 10 лет (срок реализации программы УЦН) Ростелеком в таком режиме не вытянет», – цитировал Н. Никифорова Интерфакс. Если бы на ликвидацию цифрового неравенства шли все средства РУО, закончить проект УЦН можно было бы и за пять лет, заметил министр. Но из-за того, что этого не происходит, сроки постоянно сдвигаются, сказал глава ведомства.
Россвязь обсуждает с Минкомсвязи и Минфином внесение до конца весенней сессии Госдумы поправок в закон о бюджете 2016, предусматривающих довыделение 3,2 млрд. руб. Но это решение частного вопроса. По словам министра, нужно строго соблюдать целевой характер расходов средств РУО. «Что для этого нужно сделать? Может быть, этот фонд нужно обособить», — сказал глава Минкомсвязи, и тогда «деньги связистов и пойдут на развитие IT». Министр уверен, что в 2016 — 2017 гг. удастся сбалансировать более справедливый подход к использованию средств РУО, и пообещал выработать компромиссы и с Минфином, и с экономическим блоком правительства.
Деньги, вырученные на прошедших в феврале 2016 г. аукционах на радиочастоты, тоже не все пойдут на развитие ИКТ. Стало известно, что из них во вновь создаваемый Российский фонд развития информационных технологий (ФРИТ) вложат только треть — 5 млрд. руб. Гранты ФРИТ Минкомсвязи планирует выделять на разработки, замещающие импортные общесистемные решения: мобильные ОС, СУБД, КИС, средства управления облачной инфраструктурой и виртуализацией. IT-Weekly сообщил на прошлой неделе, что Минкомсвязи профинансирует 4 – 6 таких проектов. Также планируется выдать 16 — 24 кредитов по 30 млн. — 300 млн. руб. под 5 % годовых на проекты с экспортным потенциалом. При этом заемщик должен будет софинансировать проект в объеме не меньше суммы кредита.
А пока замещение не достигается. В письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 г., направленном в правительство, замглавы Минпромторга Глеб Никитин, утверждает, что объем выручки российских радиоэлектронных компаний вырос на 13,5 % в рублевом выражении, но доля отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 г. выросла лишь на 1 п.п. И хотя импорт радиоэлектроники упал, его денежная доля по итогам 2015 г. составила 80 %. «Стоимость импорта выросла в рублевом выражении настолько, что нивелировала большую часть положительного эффекта от импортозамещения», — говорится в выводах министерства.
План Минпромторга по импортозамещению в радиоэлектронной отрасли, подписанный в апреле 2015 г., содержит 173 проекта. Но на конец года реализовывались только 33 проекта, а еще 7 приостановлены из-за отсутствия денежных средств, говорится в письме ведомства.
Недостаток средств и заботы государства ощущают и региональные вещатели. На прошлой неделе портал «Реальное время» сообщил, что руководители региональных телерадиокомпаний «Новый век», «Башкортостан», «Саха» и «Югра» направили совместное обращение, в котором просят госчиновников найти возможности для эфирного распространения региональных каналов.
Свое обращение они направили председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Сергею Нарышкину, первому замруководителя Администрации Президента Алексею Громову, председателю правкомиссии по развитию телерадиовещания Сергею Приходько, министру связи Николаю Никифорову, а также председателям законодательных органов республик Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан и Ханты-Мансийского АО.
Ссылаясь на нарушение прав национальностей России на гарантированное создание условий для изучения и развития их родного языка, авторы обращения призывают присвоить статус «общедоступных и обязательных» телеканалам (ООТ), вещающим на территории регионов и осуществляющим двуязычное или многоязычное вещание на русском и иных языках народов России. Также они предлагают включать такие каналы в состав любых цифровых эфирных мультиплексов: от первого до третьего.
Напомним, что это далеко не первая попытка переломить ситуацию с отсутствием региональных каналов в цифровом эфире. В конце 2015 г. депутаты Татарстана выступили с законодательной инициативой включить регионалов в ООТ-пакеты, их поддержали СМИ Поволжья. А пару недель назад с аналогичной инициативой выступили депутаты Башкортостана. Неоднократно писала обращения в различные ведомства и в правительство с просьбой в той или иной форме поддержать региональное вещание и Национальная ассоциация телерадиовещателей.
До сих пор ни одна подобная инициатива, как и идея создания третьего мультиплекса, не была поддержана.
Поддержку властей обычно находят различные запретительные акты, а также усиливающие контроль за СМИ и доступом в Интернет. На прошлой неделе Известия сообщили о подготовке Минкомсвязи законопроекта об административной ответственности владельцев Wi-Fi точек доступа в Интернет в общественных местах (кафе, библиотеки, школы, парки). Предлагает дополнить КоАП статьей 13.32 о наложении штрафа на администрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за «нарушение порядка идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет и используемого ими оконечного оборудования». За это предлагается штрафовать должностных лиц от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф будет уже 300 тыс.
Идентифицировать пользователей и используемое ими оборудование при оказании разовых услуг по передаче данных в пунктах коллективного доступа (например, в общедоступных Wi-Fi сетях) операторов связи обязали два постановления правительства России: от 31 июля 2014 г. и от 12 августа 2014 г., которые внесли изменения в «Правила оказания услуг связи по передаче данных». За несоблюдение новых норм оператору связи грозит штраф в размере 30 — 40 тыс. руб.
Ответственность для владельцев кафе, библиотек, школ, институтов, парков и т. д. тогда предусмотрена не была. Минкомсвязи решило устранить этот пробел.
Еще одной новацией станет новая редакция закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», включающая обязанность операторов связи предоставлять по запросу Банка России информацию, являющуюся тайной связи. Комитет Госдумы по финансовому рынку принял решение рекомендовать ее ко второму чтению.
Спорные статьи (ст. 14 и ч. 3.1 ст. 16) обязывают операторов связи передавать информацию об адресатах передаваемых сообщений, времени соединения, сетевых адресах и иных идентификаторах устройств, работающих в информационно-телекоммуникационных сетях поднадзорных Банку России организаций и их клиентов, просто по запросу ЦБ. Он объясняет, что таким образом получит подспорье для своих расследований по факту нарушений закона о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынками.
Банк России неоднократно судился с сотовыми операторами за отказ предоставить детализации счетов и IMEI, а также сведения о пользователях динамических IP-адресов. Кроме того, в течение 2013 — 2014 гг. велись тяжбы с интернет-холдингами Mail.ru и Рамблер, отказавшимися раскрыть данные нескольких абонентов их почтовых служб (Mail.ru суд с ЦБ выиграл, Рамблер проиграл).
«Операторы связи доводили свою отрицательную позицию по этим поправкам в ходе рабочих встреч и совещаний с разработчиками законопроекта. Минкомсвязи также представило свой отрицательный отзыв», — заявил Коммерсанту представитель МТС. В рекомендованном комитетом законопроекте такого перечня не содержится. А в Минкомсвязи сообщили, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть ограничена только по решению суда, так как право на тайну связи гарантируется ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Представитель еще одного оператора связи добавляет, что в федеральном законе, который может ограничивать тайну связи, должен быть описан перечень конкретных обстоятельств и событий, являющихся поводом к этому ограничению.

Возврат к списку