В вашей корзине
(пусто)
 

В проекте ЭП нет конкретики

4 Мар 16
4 Марта 2016, 10:14
Замминистра Алексей Козырев в рамках конференции IT Government day 2016 представил основные положения Системного проекта электронного правительства РФ до 2020 г. В его обсуждении приняли участие представители Федерального казначейства, Пенсионного фонда, Минэкономразвития, телекоммуникационных и ИТ-компаний, эксперты и делегаты региональных органов власти. По словам экспертов, в проекте отсутствует новизна предложений, ряд тезисов невозможно реализовать в регионах, кроме того эксперты сетовали, что документу не хватает конкретики.
Базисная концепция развития ЭП в период с 2016 по 2020 гг., по словам Алексея Козырева, строится на платформе электронного сервиса и обслуживания, электронной администрации – подключению к электронному правительству всех ветвей власти. Помимо этого, важной составляющей называется электронное участие — «использование ЭП для развития предпринимательской деятельности, самоорганизации граждан и их участия в развитии общества и государства».
Основные принципы и цели ЭП, как отмечает Минкомсвязи, включают в себя ориентацию на пользователя, социальную и экономическую эффективность, всеохватность, безопасность и доверие, а также непрерывность функционирования.
Основные сценарии, по которым может идти ЭП в ближайшие годы, – консервативный и трансформационный. Согласно консервативному сценарию, ЭП существенно по своему функционалу меняться не будет, будет лишь улучшаться, но в таком случае возникает риск несоответствия ожиданий граждан и возможностей ЭП.
Трансформационный сценарий, напротив, в корне меняет структуру: происходит интеграция государственных и негосударственных порталов, предоставляющих услуги, в единую систему доступа к сервисам электронного правительства, предоставление государственной или муниципальной услуги как единого процесса, запуск которого, контроль на промежуточных стадиях и получение результата пользователь может осуществлять, используя различные точки и каналы доступа и другие новаторские методы. Реализовать это предполагается за счет объединения многофункциональных центров и офисов государственных и муниципальных органов власти в единую сеть, интегрированную с инфраструктурой электронного правительства.
Уровень удовлетворенности граждан и организаций качеством услуг, предоставленных в электронной форме, к 2020 г. должен составлять 90 %, сокращение средней стоимости оказания государственных и муниципальных услуг – 20 %, а доля граждан и организаций, использующих системы и сервисы электронного правительства для взаимодействия друг с другом, – 10 %. Наконец, доля государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронном виде, по мнению Минкомсвязи должна достигнуть показателя 80 %.
В рамках обсуждения недовольство у региональных представителей вызвали в первую очередь данные показатели. Так, по мнению директора департамента информатизации Тюменской области Александра Албычева, показатели, заложенные в планах, не представляется возможным выполнить в регионе – на данный момент из всех услуг в электронном виде осуществляется лишь 37 %. «Мы готовы предоставить свои цифры и расчеты для дальнейшей работы», — отмечает он.
С ним согласен и министр развития информационного общества Калужской области Дмитрий Разумовский. По его мнению, показатели доли государственных и муниципальных услуг, предоставляемых ЭП, нуждаются в корректировке, а для остальных должна быть объяснена природа их происхождения.
Директора по информационным технологиям Федерального агентства по делам национальностей РФ Романа Сафронова не устроило отсутствие конкретики в документе. Он отмечает, что в Системном проекте нет ответа на вопросы о том, какой из этапов будет реализовываться и в какие сроки, нет системы построения работы. Сафронов предлагает рассмотреть вариант сокращения ряда госуслуг как один из методов унифицирования расходов, а необходимость и актуальность тех или иных госуслуг для граждан должен, по его мнению, определить опрос ВЦИОМ.
Ключевой параметр, как отмечает директор центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при правительстве РФ Михаил Брауде-Золотарев, — это степень новизны предложений, которая практически отсутствует в документе. «Степень заимствования из других документов — 75 %, — сетует Михаил Брауде-Золотарев, — а по некоторым пунктам уже даже наступили сроки исполнения и написаны отчеты». Помимо этого, по его мнению, в документе полностью отсутствует конкретность – для задач и целей необходимы более четкие формулировки. С ним согласен и замдиректора департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Евгений Комар: по его оценкам, дублируются положения ранее опубликованных документов приблизительно на 70 %.
Директор центра стратегических инноваций Ростелекома Борис Глазков также не видит в сформированном документе описания развития инфраструктуры. По его мнению, это необходимо также подробно расписать.
«С точки зрения стратегического документа все необходимые аспекты прописаны, однако необходимо конкретно обозначить, где и что поменяется в электронном правительстве к 2020 году», — говорит руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов.
Директор департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Елена Бойко считает, что пять лет назад были только обозначены ориентиры, и авторы проекта опирались на их количественные показатели, а сейчас документ своевременно разработан, и необходимо уже подходить стратегически. Е. Бойко предлагает создать единый орган, который будет контролировать все процессы, происходящие в ЭП.
Подводя итоги открытого обсуждения, Алексей Козырев отметил, что документ находится на стадии подготовки, любой желающий может предложить изменения, обратившись в Минкомсвязи. Также он заверил, что к концу II – началу III квартала 2016 г. уже можно будет взглянуть на Системный проект с учетом всех изменений.

Возврат к списку