В вашей корзине
(пусто)
 

Весеннее регулирование

Весеннее регулирование
9 Мар 16
9 Марта 2016, 09:57
С праздником 8 Марта, дорогие наши женщины!
Всю прошедшую неделю половина россиян готовилась к этому празднику и готовила подарки для второй половины. Не дремали и регуляторы.
Минкомсвязи подвело итоги конкурса по распределению субсидий на региональные мероприятия по становлению в регионах информационного общества. В этом году сократился общий объем субсидий и число получивших их регионов. Если в 2015 г. 30 регионам-победителям конкурса из 73 у частников досталось 550 млн. руб., то в этом году 364,7 млн. руб. из федерального бюджета получат только 25 регионов.
Позаботилось о поддержке IT-направления и правительство. В соответствии с планом по обеспечению стабильного социально-экономического развития Минкомсвязи предстоит выбрать не менее восьми проектов российского ПО, на локализацию и продвижение которых выделено 5 млрд. руб. Порядок их отбора и условия финансирования нужно еще разработать.
В проекте плана на это было предусмотрено 10 млрд. руб. из выручки аукционов на радиочастоты. Однако по итогам аукциона на комплекты LTE-частот в диапазоне 2570 – 2620 МГц за федеральный лот МТС заплатят 3,97 млрд. руб., а суммарная выручка от региональных лотов составит 4,28 млрд. То есть в общей сложности бюджет выручит за частоты только 8,25 млрд., а не 10 млрд. руб.
На давно ожидавшемся февральском заседании ГКРЧ было принято решение об использовании в России диапазона 57 – 66 ГГц устройствами стандарта IEEE 802.11ad, в том числе для соединения компьютеров с периферийными устройствами на дистанциях до 10 м. Также разрешено использование диапазона частот 5650 – 5850 МГц устройствами стандарта IEEE 802.11aс (Wi-Fi), что позволит использовать канал до 160 МГц внутри зданий. Одновременно для диапазонов 5150 – 5350 и 5650 – 5850 МГц была повышена допустимая мощность излучения до 10 мВт на 1 МГц.
Кроме того, операторы связи получили возможность для развития сетей связи стандарта UMTS совместно использовать ранее выделенные им частоты в полосах от 900 МГц до 2,1 ГГц.
А вот решение по вопросу запуска LTE-сетей в диапазоне 2300 – 2400 МГц было вновь отложено. По заказу Минкомсвязи НИИР провел исследование и выяснил, что БС LTE этого диапазона должны быть удалены от земных станций управления спутниками, работающих в том же диапазоне, на 80 км и более. И в проекте решения ГКРЧ говорилось, что эти частоты могут быть использованы для LTE везде, за исключением Москвы и области.
Вместе с тем представители Роскомнадзора посчитали, что принимать общее решение нет нужды, так как ЭМС можно проверить для каждой отдельной БС. ФАС еще до заседания заподозрила Минкомсвязи в дискриминации и опубликовало предписание, в котором просило исключить запрет на использование LTE в Москве и заменить широкий диапазон 2300 – 2400 МГц на более узкий – 2341 – 2381 МГц. В итоге решение по диапазону 2,3 — 2,4 ГГц принято не было.
Из информации СМИ о регуляторных новаций, напомним также об обсуждении в рамках конференции IT Government day основных положений Системного проекта электронного правительства (ЭП) до 2020 г., который представил замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев. Основные принципы и цели ЭП включают: ориентацию на пользователя, социальную и экономическую эффективность, всеохватность, непрерывность, безопасность и доверие. Доля электронных госмуниципальных услуг, по мнению Минкомсвязи, к 2020 г. должна достигнуть 80 %.
Выступавшие IT-руководители из регионов отметили, что проект на 70 — 75 % дублирует положения уже принятых документов (по некоторым пунктам уже наступили сроки исполнения и написаны отчеты), проект неконкретен, нет системы построения работ, не описано развитие инфраструктуры, не понятны сроки реализации этапов проекта, а регионы не смогут выполнить ряд заложенных в нем показателей.
Подводя итоги обсуждения, А. Козырев указал, что документ находится на стадии подготовки, и заверил: к началу III квартала можно будет взглянуть на Системный проект с учетом всех изменений.
Зато есть конкретика в планах по импортозамещению Интернета. Напомним, закон № 464-ФЗ ужесточил до 20 % предел владения (контроля) российскими СМИ иностранными лицами, а также обязал их ежеквартально уведомлять Роскомнадзор о средствах (свыше 15 тыс. руб.), полученных от иностранцев, компаний с иностранными участниками и от НКО, признанных иностранными агентами. 25 февраля на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, предлагающий приравнять к СМИ новостных агрегаторов с суточной аудиторией более чем 1 млн. пользователей в сутки и обязывающий их «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации». А 26 февраля Госдума приняла в первом чтении «закон о Google», вводящий НДС для иностранных компаний, предоставляющих россиянам любые услуги через Интернет.
А на прошлой неделе Медиа-коммуникационный союз (МКС) представил законопроект фактически приравнивающий к СМИ онлайн-кинотеатры, в том числе иностранные. Авторы предлагают сделать так, чтобы организовывать и управлять аудиовизуальными сервисами, работающими на территории страны, могли только российские юридические лица или граждане России. Эти компании должны уведомлять о своей работе Роскомнадзор, который будет вести специальный реестр таких сервисов.
Попавшие в реестр онлайн-кинотеатры должны будут транслировалось на русском языке не менее 80 % контента, а в их каталогах должно присутствовать не менее 30 % фильмов и сериалов, произведенных в России. Кроме того, владельцев онлайн-кинотеатров обяжут не распространять запрещенную информацию, удалять данные пользователей об их личной жизни, хранить их данные на территории России, обеспечивать доступ к контенту на всей территории страны, включая Крым. Если же онлайн-видеосервис не выполнит эти требования закона, доступ к нему может быть заблокирован.
Законопроект содержит предложения и по регулированию мессенджеров. Их владельцы должны работать по договору с оператором связи и идентифицировать своих пользователей, ограничить рассылки массовых сообщений и обеспечить конфиденциальность передаваемых данных.
Предлагаемые нормы избыточны и безосновательны: существующая нормативно-правовая база в сфере телекома в полной мере обеспечивает охрану авторских прав, а также безопасность граждан и государства, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Проект может побудить встречные аналогичные требования, что ограничит возможности продажи контента российских производителей за рубежом. Также нарушаются базовые принципы сетевой нейтральности, подразумевающие отсутствие дискриминации в доступе к сервисам в интернете в зависимости от поставщика ресурса. Кроме того, добавляет он, проконтролировать исполнение такого закона технически сложно, а блокировки ресурсов операторами связи в Интернете приведут к росту интереса на услуги VPN и сетей TOR, что в свою очередь угрожает безопасности в Интернете.
А пока все рассуждают об ЭП и контроле за Интернетом, остаются нерешенными вопросы, касающиеся необходимых для этого услуг и сетей самой связи.
Выступая на форуме «Telecom QoS Russia 2016. Качество телекоммуникационных услуг в России», организованном ComNews Conferences, глава Россвязи Олег Духовницкий отметил, что в настоящий момент нет норм качества услуг связи. Существует только проект концепции управления качеством связи и утвержденная Минкомсвязи в 2015 г. методика оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи, носящая рекомендательный характер.
Среди услуг связи агентство считает целесообразным выделить социальные и по ним все-таки выставить минимальные требования по качеству. При этом «операторы могут пройти и добровольную сертификацию и подтвердить более высокий уровень своих услуг», сказал О. Духовницкий. То есть Россвязь предлагает завести национальный рейтинг качества всех видов услуг связи по всем регионам России, участие в котором будет для операторов добровольным. Рейтинг создаст условия для более объективного подхода при закупках услуг связи: заказчик сможет руководствоваться не одним ценовым фактором, а опереться на заключение независимых лабораторий и испытательных центров, считает пресс-секретарь Россвязи Владимир Калинин.
На прошлой неделе появилась информация о разработке проекта постановления Правительства, касающегося упрощения порядка присоединения маломощного оборудования к электросетям многоквартирных домов (МКД). Операторам будет предоставлено право самостоятельно обращаться в энергоснабжающие организации с заявкой на технологическое присоединение оборудования связи в нежилых помещениях, которое является общим имуществом многоквартирного дома, а также подключать оборудование связи к общедомовому прибору учета.
Принятие проекта постановления несколько улучшит ситуацию, но не решит основных проблем – необходимости получения согласие двух третей собственников жилья и заключения договора с управляющей МКД компаний, а также внедрения в СНИПы норм по размещению в домах инфраструктуры связи.
Еще одной долгорешаемой проблемой является совершенствование регулирования тарифов на завершение вызова. Ранее, чтобы прекратить споры между проводными и мобильными операторами, Минкомсвязи подготовило доклад о регулировании межоператорского взаимодействия, в котором поддержала предложение Ростелекома о выравнивании стоимости завершения вызова на сетях фиксированной и сотовой связи и отмену госрегулирования услуг присоединения и пропуска трафика. Однако предложение установить единый тариф на завершение вызова в 0,57 руб. за минуту правительство отвергло.
В J`son & Partners Consulting (J&P) считают компромиссным сценарием отказ от регулирования ставки интерконнекта и переход к механизму антимонопольного контроля при необоснованном повышении цен («ex-post»). Это позволит замедлить темпы снижения доходов от пропуска трафика для фиксированных операторов, а для мобильных — сделать их снижение приемлемым.
А вот порядок организационно-технического взаимодействия при обеспечении перенесения абонентского номера (MNP) можно считать отрегулированным. В разработанных Минкомсвязи требованиях зафиксирован порядок технического взаимодействия ИС операторов связи с базой данных перенесенных номеров, перечень основных сообщений и документов, передаваемых операторами через базу данных, сроки выполнения технологических операций и обмена сообщениями и документами между операторами и оператором базы данных. Также уточнен состав информации, которую должен предоставить абонент, прописан порядок сравнения данных из заявления абонента с данными, хранящимися в ИС операторов, детально зафиксированы все технологические этапы переноса номера.
Новые требования вступили в силу 6 марта 2016 г. Они могут стать первым шагом к сокращению сроков переноса номера.

Возврат к списку