В вашей корзине
(пусто)
31
Мар
15
31 Марта 2015, 10:44
24 марта на закрытом заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича был одобрен к рассмотрению на заседании Правительства 2 апреля доклад главы Минкомсвязи Николая Никифорова, посвященный укреплению суверенитета рунета, сообщали Ведомости.
Задание на эту тему Минкомсвязи получило по результатам проведенных осенью учений, которые показали, что рунет недостаточно устойчив к внешним угрозам. Тогда бывший министр связи, а ныне помощник президента Игорь Щёголев предложил создать свою «ключевую инфраструктуру интернета, включая национальные корневые серверы, национальную систему маршрутно-адресной информации, осуществлять мониторинг и контроль целостности сети».
В докладе Минкомсвязи эти предложения носят более сглаженный характер.
Кроме укрепления госконтроля над рунетом, для обеспечения органов госвласти в полном объеме услугами связи при решении задач в области обороны страны, безопасности государства и поддержания правопорядка в закон «О связи» будут внесены поправки, дающие возможность создания интегрированной сети связи госорганов, указано в уведомлении на сайте regulation.ru.
На публичном обсуждении планов по поддержке российского софта, организованном на прошлой неделе ассоциациями «Отечественный софт» и «Руссофт», господин Никифоров представил основные положения отраслевого плана по импортозамещению.
Предлагается ограничить госзакупки софта только продуктами, входящими в реестр отечественного ПО. По каждому виду критического ПО создать автономные некоммерческие организации, зарплату в которых Минкомсвязи готово финансировать. Третий блок министерского плана - умные инвестиции в конкретные разработки фонда «Росинфокоминвест». Сейчас ведомство его «перезагружает» и рассчитывает на успех этого мероприятия.
По итогам обсуждения министр согласился дополнить проект постановления Правительства двумя положениями: во-первых, уведомлять ФСБ о госзакупках зарубежного софта (также как закупщики США отчитываются об этом перед ФБР), а во-вторых, обязать госзаказчиков прописывать в тендерной документации, что поставляемое ПО должно беспрепятственно работать на всей территории России, включая Крым и Севастополь.
Президент Руссофта Валентин Макаров выразил общее мнение, заявив, что индустрия разработки софта единодушно поддерживает проект постановления и весь тренд на импортозамещение. А вот Минэкономразвития и ФАС еще неделей ранее дали отрицательные отзывы на эту новацию.
Отключение Крыма от сервисов глобальных IT-компаний каждый раз становилось громкой новостью, хотя всем было понятно, что у них нет возможности игнорировать санкции. И информация о том, что PayPal заплатила 7,7 млн. долл. штрафа за обработку 44 тыс. долл. по 486 платежам лиц под санкциями, еще раз подтвердила это.
Отлучив от госконтрактов иностранных разработчиков ПО, отказавшихся работать в Крыму, мы только сами себе «закручиваем гайки». Если вспомнить, что 90 % терминалов связи, работающих сегодня в российских госструктурах, настроены на зарубежное ПО, то получается, будто мы сами распространим «санкции» на все госструктуры. И как им можно будет в таких условиях обновлять ПО, например, тот же Windows до 10-й версии? Да очень просто ― через тех же российских системных интеграторов, на которых и ляжет бремя гарантии работы проданного софта на всей территории России, а вместе с этой обязанностью придут к ним и платежи за эти «антисанкционные» услуги.
Если бы российские власти и в самом деле хотели перестать закупать софт компаний, присоединившихся к санкциям, то существует простой путь: создать «черные списки», как делают это, например, в Китае.
4 августа 2014 г. на совещании в Крыму премьер Дмитрий Медведев поставил задачу по запуску сетей третьего и четвертого поколения на полуострове. Но пока известно лишь о сотовом операторе «К-телеком» (частоты были выделены ему в закрытом порядке), оказывающему в Крыму услуги недорогого роуминга всем российским абонентам, который установил уже 4 базовые станции LTE.
В начале недели в рамках рабочего визита в Республику Крым Николай Никифоров заявил, что уже летом на полуострове могут появиться два новых сотовых оператора, сообщал Интерфакс. Но о каких компаниях идет речь, ни Н. Никифоров, ни представители Минкомсвязи не сказали.
Возможно, этими двумя компаниями станут ГУП «Крым-телеком» и неизвестная ранее КТК-телеком, которая получила лицензии на право оказания услуг сотовой связи на территории Крыма еще в декабре прошлого года. При этом частоты к КТК-телеком перешли те же, что были у Астелита, полностью выключившего сеть в Крыму в декабре.
На базе Крым-телекома правительство Крыма намерено создать регионального оператора, передав ему национализированное оборудование Киевстара («дочка» Vimpelcom Ltd. прекратила работу на полуострове в августе 2014 г.) и, возможно, Тримоб («дочка» Укртелекома). Заявки в ГКРЧ на выделение частот для Крым-телекома уже поданы, сказал вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский.
Запрос на получение лицензий мобильной связи и частот сделал и Севтелеком, сказал начальник управления связи и IT Севастополя Вадим Дворяненко и добавил, что компания располагает необходимыми ресурсами, чтобы начать оказывать услуги сотовой связи на территории города.
С фиксированной связью на полуострове видится больше подвижек. Миранда-Медиа («дочка» Ростелекома) весной 2014 г. приобрела у неназванных игроков их инфраструктуру и имеет лицензии практически на все виды фиксированной связи.
Всего на 24 марта в Крыму было зарегистрировано 132, а в Севастополе — 23 оператора связи. А вот номера в кодах «365» и «869» для оказания услуг фиксированной телефонной связи, судя по реестру Россвязи, получили всего 9 компаний: Аврора Телеком, Интернод, Квантум, Крэлком, Миранда-Медиа, Мостелеком, Прима Телеком, Севастополь Телеком и Юнит Телеком. Впрочем, сейчас телефонные услуги среди них оказывают немногие.
Крымтелеком и Севастополь Телеком, образованные после присоединения полуострова к России, будут работать на национализированном местном имуществе Укртелекома, Киевстара и Веги. Перешли в российскую юрисдикцию и крымские операторы ШПД. МИСТ сделал это в октябре, Севтелекомсервис — в декабре 2014 г., а Воля еще с весны прошлого года заключает договоры с абонентами в Крыму и Севастополе от имени московского ООО «Телекоммуникационные системы».
Как видим, и через год связь в Крыму организуют лишь региональные альтернативные операторы. А компании нашей «большой пятерки» (МТС, МегаФон, ВымпелКом, Ростелеком и Теле2), хотя и имеют всероссийские лицензии, действие которых теперь распространяется и на Крым, туда не собираются. Они опасаются санкций, а министерство входит в их положение и дает дорогу региональным компаниям. Но у них в условиях экономического кризиса недостает ресурсов, чтобы в короткие сроки охватить полуостров услугами сотовой связи.
Сделать это могут только крупные российские операторы, да и то, только в случае их принуждения путем распространения на них тех самых «антисанкционных» санкций – не работаешь в Крыму - не работаешь в России.
Помешать им может обострение экономической ситуации - на фоне насыщения российского рынка доходы компаний практически не растут, а прибыльность начинает убывать. Согласно отчетности сотовых операторов за 2014 г., их ARPU снижается или стоит на месте. Так ARPU МегаФона в России упал на 1,5 %, у ВымпелКома – снизился до 325 руб., а у МТС в 2014 г. вырос, но всего на 1 руб. При этом основные споры по вопросу «Кто лучше?» между операторами тройки идут о доле в общем объеме трафика, о темпах его роста, о размере аудитории мобильного интернета.
У Ростелекома, который сосредоточился на услугах фиксированной связи, своя«головная боль»: продолжающийся уже четвертый год отток абонентской базы телефонии, который измеряется уже миллионами абонентов, и соответствующее сокращение доходов.
Приватизация Ростелекома отложена и не включена в план на 2015 г., сообщил Прайм со ссылкой на руководителя Росимущества Ольгу Дергунову. То есть планы выручить за госдолю Ростелекома не менее 5 млрд. долл., о которых Николай Никифоров говорил в 2014 г., откладываются «на потом».
Недостаток денег в федеральном бюджете привел к сокращению средств и на поддержку аналогового телевещания. Рассмотрев поправки правительства в бюджет, комитет по информационной политике Госдумы обнаружил, что Минфин нашел способ сэкономить на параллельном вещании каналов в цифровом и аналоговом виде - возместить РТРС расходы только на распространение сигнала в маленьких городах. Сокращение выделяемых средств приведет к закрытию 650 аналоговых передатчиков (примерно 7 %). «Нужно в полном объеме сохранить аналоговое вещание и снять этот вопрос во втором чтении», — подчеркнул, председатель комитета Леонид Левин.
Еще одним немаловажным фактором кризисного года станет подъем кредитных ставок. Так Сбербанк сообщил ВымпелКому, что ставки с 1 июня 2015 г. поднимутся в полтора раза с 9 - 10,75 % годовых до 14,5 – 16,25 %.Повышение процентных ставок будет применяться к трем кредитам Сбербанка компании на общую сумму 89,1 млрд. руб.
Сбербанк является крупным кредитором и других российских операторов. У Ростелекома сейчас два открытых кредита от Сбербанка на сумму 30 млрд. руб. каждый. У МегаФона тоже два кредита Сбербанка на общую сумму более 67 млрд. руб. Им тоже «грозит» пересмотр ставок.